До декабря 1920 года в документах нашего архива о встрече Нового года не упоминается. Это неудивительно, ведь шла гражданская война: не до праздника было.

В партийной переписке не встречается и поздравлений с наступающим Новым годом. Вместе с тем, в народе о празднике помнили и 31 декабря устраивались ведомственные художественные вечера или спектакли. См. документы 1 - 3.

Весьма востребованный калужанами для проведения вечеров Клуб Коммунистов им. К. Маркса находился в начале 1920-х годов на площади Коммунаров в здании бывшего железнодорожного клуба (еще ранее дом принадлежал Капырину). Здание не сохранилось, оно располагалось на углу перекрестка, образованного современными улицами Суворова и Воронина.

Несмотря на разнообразную тематику вечеров, проводившихся калужскими организациями в новогодние дни, украшение зала было традиционным, в частности, мишурной бахромой. См. документ 4.

В сельской местности в новогодний праздник читались лекции, касавшиеся изменений календаря. Например, в Петровском районе в четырех населенных пунктах 1-го января 1921 года лекцию «Старый и Новый год» прослушали 1350 человек. См. документ 5.

Кстати, в документах 1920-х годов, что будут приведены ниже, прослеживается дифференциация пропагандистской работы среди жителей городов и среди жителей сельской местности. – В крестьянской среде число грамотных было существенно ниже, а верования укоренены в сознании глубже.

Целенаправленная борьба с религиозными предрассудками, к которым относилось и Рождество, начинается весной 1922 года. «Идеологическим обоснованием» для кампании стала статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», опубликованная в марте. – «Было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, думать, что многомиллионные народные (особенно, крестьянские и ремесленные) массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского просвещения. Этим массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И. Сочинения. Изд. третье. Под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова, М.А. Савельева. Т. XXVII. 1921 – 1923. – М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1932. С. 184).

В ходе антирелигиозной кампании 1922 – 1923 годов ведущую роль играли комсомольцы. Пожалуй, самой масштабной и красочной формой агитации считалось «комсомольское рождество», длившееся две недели – от 25 декабря до 7 января (иногда и до 14-го). Непосредственно Новый год критике не подвергался, но празднование его исподволь начало меняться. Прежде всего, это касалось главного новогоднего символа – ёлки.

Но сначала давайте познакомимся с необычным праздником, – существовавшим всего два года, – «комсомольским рождеством».

Единицы хранения

Документы