До декабря 1920 года в документах нашего архива о встрече Нового года не упоминается. Это неудивительно, ведь шла гражданская война: не до праздника было.
В партийной переписке не встречается и
поздравлений с наступающим Новым годом. Вместе с тем, в народе о празднике
помнили и 31 декабря устраивались ведомственные художественные вечера или
спектакли. См. документы 1 - 3.
Весьма востребованный калужанами для
проведения вечеров Клуб Коммунистов им. К. Маркса находился в начале 1920-х
годов на площади Коммунаров в здании бывшего железнодорожного клуба (еще ранее
дом принадлежал Капырину). Здание не сохранилось, оно располагалось на углу
перекрестка, образованного современными улицами Суворова и Воронина.
Несмотря на разнообразную тематику
вечеров, проводившихся калужскими организациями в новогодние дни, украшение
зала было традиционным, в частности, мишурной бахромой. См. документ 4.
В сельской местности в новогодний праздник
читались лекции, касавшиеся изменений календаря. Например, в Петровском районе
в четырех населенных пунктах 1-го января 1921 года лекцию «Старый и Новый год»
прослушали 1350 человек. См. документ 5.
Кстати, в документах 1920-х годов, что
будут приведены ниже, прослеживается дифференциация пропагандистской работы
среди жителей городов и среди жителей сельской местности. – В крестьянской
среде число грамотных было существенно ниже, а верования укоренены в сознании глубже.
Целенаправленная борьба с религиозными
предрассудками, к которым относилось и Рождество, начинается весной 1922 года.
«Идеологическим обоснованием» для кампании стала статья В.И. Ленина «О значении
воинствующего материализма», опубликованная в марте. – «Было бы величайшей
ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, думать, что
многомиллионные народные (особенно, крестьянские и ремесленные) массы,
осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки,
могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского
просвещения. Этим массам необходимо дать самый разнообразный материал по
атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей
жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить
их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми
различными способами и т. п.» (Ленин В.И. О значении воинствующего материализма
// Ленин В.И. Сочинения. Изд. третье. Под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова,
М.А. Савельева. Т. XXVII. 1921 – 1923. –
М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1932. С. 184).
В ходе антирелигиозной кампании 1922 –
1923 годов ведущую роль играли комсомольцы. Пожалуй, самой масштабной и
красочной формой агитации считалось «комсомольское рождество», длившееся две
недели – от 25 декабря до 7 января (иногда и до 14-го). Непосредственно Новый
год критике не подвергался, но празднование его исподволь начало меняться.
Прежде всего, это касалось главного новогоднего символа – ёлки.