В Калужской губернии ярко и самобытно праздник новой эпохи отмечался на рубеже 1922/1923 годов. Подготовка началась еще с 8 ноября 1922 года, а праздник первоначально предполагалось назвать «комсомольскими святками». Формой празднования был избран карнавал с участием ряженых, облаченных в костюмы языческих богов. По замыслу организаторов карнавал должен был выявить «языческий» (sic!) характер праздника. См. документ 6.

Однако уже 19 декабря празднество обрело название «комсомольское рождество», что отражало его внешний аспект: все мероприятия готовились членами РКСМ, но под неустанным контролем губернского и уездных комитетов РКП(б).

Как видно из протокола заседания комиссии по проведению комсомольского рождества (см. документ 7), кульминация праздника приходилась на сочельник, когда планировалась постановка пьесы «Жрец Тарквиний» - нескладного произведения, написанного белым стихом, в котором участвовали и языческие боги, и Иисус. После спектакля по вечерней Калуге должно было пройти факельное шествие (факельцуг). На следующий день – в первый день Рождества – планировался карнавал.

Сохранились рукописные заметки одного из организаторов праздника (возможно, это был секретарь комиссии Селиванов), где дается расширенная трактовка цели и методов проведения. Кстати, здесь упоминается и «комсомольская ёлка», то есть, костюмированный вечер. Проведение «ёлки» было запланировано на 14 января – приурочено к Старому Новому году. См. документ 8. Ниже приводится текст документа.

 

«Комсомольское рождество»

  1. Широкая антирелигиозная кампания, приуроченная к религиозному празднеству.
  2. Цель «Комсомольского рождества» - показать научное происхождение и значение христианского рожд[ества].
  3. «Комсомольское рождество», в то же время, и средство выявления активности молодежи.
  4. Широкий размах празднества, глубокий его характер и активная помощь, оказываемая повсюду.
  5. Внешнее проявление праздника – использование установившихся обычаев, путем вкладывания в них антирелигиозного содержания.
  6. Ряжение, хождение со звездой, славление Советской власти, Коммуны, Комсомола и т.д.
  7. План проведения празднества в Калуге. Предварительная подготовка: 4 заседания Комиссии, привлечение всех культурных сил, широкая агитационная печатная и устная кампания, привлечение к участию детей, воинских частей, допризывников, всего Железнодорожного района.
  8. Порядок празднования:

1-й день (сочельник)

1)      Пьеса «Господь спит»

2)      Факельцуг

2-й день (1-й день Рожд[ества])

1)      Карнавал (см. дополнение)

2)      Пьеса «Жрец Тарквиний» в Гостеатре (см. издание - Поливанов С. Жрец Тарквиний. Трагедия в 3-х д. Под ред. И.А. Шпицберга и Н.Ф. Аксагарского. 3-е изд. – М.: Московское театральное издательство, 1925).

3-й день (2-й день Рождества)

Доклады в костюмах

  1. 14-го Января – костюмированный вечер, до 14-го января – комсомольская елка и спектакли по предприятиям и в казармах.
  2. Празднество в детском клубе.

 

6-го Января начинается импровизация «Мы – дети вольного труда». В 11 часов присоединяются к факельцугу горорганизации РКСМ, во время факельцуга декламируют и славят.

 

7-го Января. Участие в карнавале (греческие божества: Зевс, Гера, Аполлон, Веста, 9 муз, жрецы, жрицы). Злободневные персонажи: нэпман, разруха, взяточники, голод, безработица. [Лозунги] высказываются рабочими и крестьянами, [находящимися] в тачках с надписью: «Долой негодный хлам из Красной Советской России!».

 

8 Января. Ёлка для членов Клуба.

 

9 Января. Спектакль для детей города с концертным отделением (последующие страницы документа не сохранились).

 

Сохранившаяся смета расходов на проведение праздника (7685 рублей) свидетельствует об основательности подготовки. См. документ 9.

На заседании Губернской комиссии по проведению «Комсомольского рождества» 26 декабря 1922 года данная концепция празднования была утверждена. См. документ 10.

Четырьмя днями позднее было принято решение заменить пьесу-импровизацию «Жрец Тарквиний» постановкой «Господь спит». Для массовости праздника, помимо привлечения допризывников (см. предыдущий протокол), было решено провести широкую агитацию среди воинов гарнизона и частей особого назначения (ЧОН). См. документ 11.

План карнавала, что должен был состояться 7 января, к сожалению, сохранился не полностью, однако, концепция его понятна. – Это антирелигиозная пропаганда (Иисус на руках Богородицы в окружении языческих богов и жрецов) в сочетании с пропагандой достижений Советской власти (группу политических персонажей под лозунгом «Царский и буржуазный хлам» сменяет шествие крестьян, их вожак несет красную звезду, а крестьяне «поют комсомольские песни на рождественский мотив и славят Советскую власть»). См. документ 12.

Помимо карнавала в Рождественские дни, – 7 – 10 января, – планировалось показывать бесплатно «специальную фильму» антирелигиозного содержания. См. документ 13.

А что же ёлки? – Ну, конечно они устраивались и, в первую очередь, для детей. Датой проведения праздничных елок были 24 – 26 декабря, как будет видно из документов, приведенных ниже. То есть, детская ёлка оставалась «привязанной» к Рождеству. Но давайте посмотрим, как изменились ее «функции» и для детей, и для взрослых. См. документ 14.

 

ИНСТРУКЦИЯ

по организации «рождественских» елок в детских домах,

общественных и увеселительных местах

I

Назначение елок

«Рождественская елка» как метод праздничного увеселения используется в целях политической агитации.

В соответствии с этим в корне изменяется вся внешность торжества елки, начиная с украшения последней и кончая деталями елочного церемониала.

 

II

Места организации елки

В детских учреждениях устраиваются однодневные елки при непосредственном участии прикрепленной для этой цели к учреждению ячейки РКСМ.

В общественных и увеселительных местах, как-то, театрах, Народных домах, кинематографах, клубах и т.д., елки устраиваются для всеобщего обозрения в течение недели-двух.

«Елка» приспосабливается к тем возрастным группам, для которых она устраивается.

 

III

Порядок организации «елки»

В театрах и кинематографах «елка» устраивается соответствующими Политпросветами, стоит, как уже указано было выше, неделю-две и предметом каких-либо праздничных церемоний не служит.

В клубах и Народных домах елки организуются по указанию Правления этих учреждений.

Непосредственную работу по устройству елки берут на себя соответствующие кружки, работающие в клубе или при Народном доме.

В связи с елкой устраивается празднество, имеющее определенное политическое содержание: местные или ближайшие по территории ячейки РКП и РКСМ принимают в организации «елки» непосредственное участие, используя ее для целей политической, антирелигиозной пропаганды и просвещения.

 

IV

«Елка» в детских учреждения

Торжество «елки» в детских учреждениях во всех своих деталях должно быть приспособлено к детскому пониманию и психологии.

  1. Убранство детской «елки».

В убранство детской елки не должны включаться игрушки, имеющие хотя бы отдаленное отношение к религиозным предрассудкам, как-то, ангелочки, восьмиконечные звезды, крестики и т.д. Не следует включать в убранство национальные флажки разных государств.

Кроме указанного, обычные елочные украшения остаются, дополняясь красноармейскими звездами, фигурками красноармейцев, матросов, рабочих в соответствующих трудовых костюмах и т.д.

  1. Церемония празднества

Из празднества елки всё связанное с христианским рождеством следует выбросить. Никакому христу, ангелам, волхвам, ослам декламации не посвящать. Существует много поэтических произведений, соответствующих детскому складу и отвечающих требованиям жизни, для того, чтобы сдать в архив стихи «о христах-младенцах».

Во время вечера «елки» производится раздача подарков. Детям лучше всего подарить какие-либо изящные вещицы, имеющие определенное полезное назначение.

Во время «елки» устраивается спектакль или делается постановка-импровизация с легким антирелигиозным содержанием.

 

V

«Елка» в общественных местах

В отношении елки в общественных местах придется говорить только об убранстве.

В убранстве «елки» нужно порвать с традициями.

«Елка» носит антирелигиозную внешность и служит образным пособием при антирелигиозных лекциях, беседах, проводимых во время освещения елки.

Украшение елки составляют: фигурки божеств всех религий, жрецов, магов, фигурки наших классовых врагов, висящих на виселицах; красноармейские звезды, изукрашенные орудия труда в инициаторе (молоток, наковальня, серп, плуг, топор и т.д.).

Украшения первого рода (божки, маги) в докладах у елки нужно связать с украшениями второго рода (орудия труда), показать, как развитие производства толкает вперед общественное развитие и совершенствует общественное сознание, изгоняя из него всякий идеализм и мистику.

 

Председатель Губернской комиссии по проведению

                        Комсомольского рождества

Зав. ГОНО

Секретарь Комиссии

 

Однако в декабре 1923 года подготовка к «Комсомольскому рождеству» велась уже в совершенно ином ключе. Дело в том, что антирелигиозная кампания, начатая РКП(б) по предложению В.И. Ленина в 1922 году (см. выше), совпала с крайне опасными для молодого советского государства событиями. – Во-первых, это был голод, охвативший 25 губерний Поволжья. Северного Кавказа и Украины с лета 1921 года и продолжавшийся в 1922 году. А в это время ретивые члены партии и РКСМ, в рамках борьбы с религией, от карнавальных шествий перешли к закрытию церквей, уничтожению икон. Государство, для помощи голодающим начло изымать ценности из храмов. Конечно, все это ожесточило крестьянство.

Дабы смягчить обстановку, прежде всего в деревне, XII съездом РКП(б) (апрель 1923 г.) была принята резолюция об изменении методов пропаганды. – «Работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает прежде всего характер углубленной систематической пропаганды… При этом, как сказано в партийной программе, необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма. Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснений не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков. …В системе развивающейся массовой пропаганды… необходимо уделять особое внимание и место антирелигиозной массовой пропаганде в форме живых и понятных лекций» (Двенадцатый съезд РКП(б). Резолюция съезда «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898–1970. Изд. 8-е, доп. и испр. Т. 2. 1917–1924. – М.: Политиздат, 1970. С. 471, 472).

Решение, безусловно, было своевременным, поскольку в конце 1923 года разразился кризис, получивший название «ножницы цен», когда цены на промышленные товары широкого потребления резко возросли, а уровень цен на сельскохозяйственную продукцию остался прежним. Понятно, что в столь напряженной обстановке «пережимать» с антирелигиозной пропагандой не следовало.

Поэтому новогодние/рождественские праздники 1923/1924 годов выглядели, мягко говоря, бледно в сравнении с прошлогодними.

Подтверждением могут служить документы о «Комсомольском Рождестве» в Говардовском районе Калужской губернии (ныне это Дзержинский район).

 В этом году ёлки устраиваются 26 декабря для детей и школьников. Для взрослых 31 декабря устраиваются вечера встречи Нового года, - наверное, тоже с елками, - под лозунгом «За новый быт против старого». См. документы 15 – 16.

Единицы хранения

Документы