На основании циркуляров губернского комитета ВКП(б), хранящихся в фондах нашего архива, можно с уверенностью говорить, что в течение 1924 года в стране сложилась система государственных праздников. Перечислим основные празднества для 1924 года:

- проведение дня 9-го января

- празднование 5-летия Коминтерна и 60-летия I-го Интернационала

- празднование 6-й годовщины РККА

- проведение дня Парижской коммуны

- празднование дня рождения В.И. Ленина

- первомайские торжества

- проведение Дня печати и годовщины Ленского расстрела

- Международный день кооперации

- День Конституции СССР

- 10-летие начала 1-й мировой войны

- празднование 7-й годовщины Октябрьской революции

 

В эту систему было «встроено» и празднование Нового года, но исключительно в контексте борьбы с религиозными предрассудками. И без шумных уличных мероприятий. На первом месте стояла «аудиторная» работа – лекции, беседы, «живые газеты»…

Приводим секретную инструкцию губернского комитета РКП(б) о том, как праздновать наступление 1925 года. См. документ 17.

 

Секретно

ВСЕМ УКОМАМ И РАЙКОМАМ РКП(б) И РЛКСМ

 

Прилагая при сем план проведения комсомольского рождества по Калужской губернии, АПО (Агитационно-пропагандистский отдел) Губкома РКП предлагает проводить эту кампанию под непосредственным руководством парткома, так как прошлые кампании комсомольского рождества и комсомольской пасхи имели наряду с положительными результатами в городе, отрицательные явления в деревне (отрезание колоколов к моменту праздника, пускание ракет во время крестных ходов и т. д.).

Все это вызвало антагонизм среди крестьянства. Теперь, когда комсомол поворачивается лицом к деревне в своей работе, курс данной кампании должен также [быть] изменен в сторону глубокой пропагандистской работы с научным обоснованием.

В силу [того], что парткомы руководят комиссиями по проведению комсомольского рождества, должно принять все меры [для] глубокой, деятельной подготовки к этой кампании, рассчитав, какая ячейка что должна произвести, сообразуясь с работоспособностью ее и наличием сил.

Пункты проведения комсомольского рождества обеспечены соответствующими пропагандистскими силами, привлекая к этой цели партийцев-антирелигиозников, учительство, агрономов, врачей и т. д. Проводимый в деревне вечер носит характер агрономический, который своим естественно-научным содержанием будет являться антирелигиозным.

Чисто антирелигиозных вечеров (с антирелигиозными спектаклями, частушками и т.д.) допускать ни в коем случае нельзя, ибо они, безусловно, результатов не достигнут, а, наоборот, своим резким характером оттолкнут крестьянство.

В городских организациях, помимо общей пропагандистской работы в виде лекций. докладов, нужно развернуть возможно шире массовую работу (устройство вечеров. тщательно проверяя их содержание). Комсомольское рождество из стен клуба не выносится [на улицу].

Данная кампания, в то же время, будет служить началом глубокой антирелигиозной пропаганды в организациях РЛКСМ, так как к моменту кампании приноравливается создание антирелигиозных кружков, устройство регулярных лекций в клубах, бесед и читок в избах-читальнях-клубах деревни.

Парткомы должны оказать содействие в установке этих форм антирелигиозной пропаганды в комсомоле путем выделения сил в виде руководителей кружков и т. д., причем стараться антирелигиозную работу комсомола объединить с работой партии.

Этой кампанией необходимо охватить возможно большее количество беспартийных рабочих и крестьян, в особенности, молодежи.

Данная кампания используется с целью ленинской пропаганды, путем выявления взглядов Ленина на религию.

По проведении кампании, шлите отчеты по линии союза и партии.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ

 

ЗАВ. АПО ГУБКОМА РКП

 

ПРЕД. КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

КОМСОМОЛЬСКОГО РОЖДЕСТВА (БРАНТ)

Штамп: Калужский Губернский комитет РКП(б)

              9/XII-1924 г.

              [Исх.] № 7356

 

Здесь же приведен план Комсомольского Рождества на 1924/1925 гг., составленный губернской комиссией. Текст плана – ниже. См. документ 18.

Кстати, документ является характерным образцом советского «новояза», которым авторы плана еще не вполне владеют. Примечателен факт, что спустя шесть лет после введения нового летоисчисления в документах присутствуют уточнения: «по новому стилю», «по старому стилю».

 

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО РОЖДЕСТВА ПО КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

 

Кампания комсомольского рождества ставит перед собой задачу, с одной стороны, начал глубокой антирелигиозной пропаганды, а с другой, выполняет функцию антирелигиозной пропаганды как кампании.

Вся кампания разбивается на два периода.

1)      Подготовительный и 2) Проведение самого дня.

 

В подготовительный период в городских организациях по клубам проводятся лекции на темы:

1.      Религия рабочего и религия буржуа (нравственность, сектантство, вечные истины).

2.      Легенда о христе (в чем смысл больших религиозных праздников). (Так в документе. С целью умаления христианских ценностей, как представлялось авторам циркуляров, инструкций, планов и пр., имя бога и названия праздников следовало писать со строчных букв).

3.      Религия на службе у контрреволюции.

 

В деревне, - по избам-читальням, клубам и местам, где собирается комсомольская ячейка, - проводятся следующие лекции, беседы или коллективные читки:

1.      Почему мы против религиозных праздников (рекомендуется этот доклад поставить на ячейке)?

2.      Как произошло рождество?

3.      Религия и сельское хозяйство.

4.      Откуда взялись крест и икона (и обряд крещения)?

 

Для проведения пропагандистской работы как в городе, так и в деревне привлекаются: антирелигиозники-партийцы, учителя, агрономы и друг[ие] культурные силы.

25-го декабря по новому стилю по городским клубам устраиваются вечера под лозунгом «За новый быт!» с примерно следующей программой:

1.      Доклад «Наука, быт и религия».

2.      Спектакль или живая газета (необходимо подбирать соответствующие пьесы или самостоятельно разрабатывать устную газету).

3.      Концерт или спорт[ивные] выступления.

 

24-го декабря по старому стилю устраиваются по городским клубам вечера под лозунгом «Наука и религия», но, в то же время, эти вечера должны иметь антирождественские элементы с примерно следующей программой:

1.      Доклад «Достижения техники и религия» (как человек подчиняет природу и как религия подчиняет человека).

2.      Демонстрация достижений науки.

3.      Спектакль или живая газета.

4.      Спорт[ивные] выступления или концерт.

 

24-го декабря по старому стилю в деревенских клубах и избах-читальнях устраивается вечер, имеющий своей целью пропаганду агрономических знаний, его программа примерно следующая:

1.      Доклад «Религия и сельское хозяйство».

2.      Спектакль (агрономическая пьеска).

3.      Песни и игры.

 

При проведении докладов необходимо пользоваться диапозитивами. Все вопросы. задаваемые лекторам и докладчикам, должны собираться и концентрироваться в Уездкоме-Райкоме на предмет разработки. Все шефские организации еженедельно посылают товарищей для проведения лекций, докладов в подшефные деревни, а также помогают проведению вечеров.

В момент [проведения] кампании комсомольские организации создают Общества друзей газеты «Безбожник» или вступают в близлежащие [общества]. В свою очередь, общества привлекаются к проведению этой кампании.

В стенных газетах издаются специальные отделы, где регулярно, в течение кампании и после нее, помещаются материалы (используя газеты, журнал «Безбожник»).

Для проведения данной кампании при АПО Укомов и АПО Райкомов создаются комиссии по проведению «комсомольского рождества» из представителей парткома, комсомола и профсоюзов.

Парткомы участвуют в этой кампании путем непосредственного руководства всем ходом кампании, выделением пропагандистских сил и материальной помощью.

Профсоюзы участвуют путем выделения пропагандистских сил, обслуживанием кампании своими клубами и выделением средств.

Все материалы к кампании «комсомольского рождества» сосредоточены в специально издаваемом ЦК РЛКСМ сборнике, а посему, шлите заказы в адрес [издательства] «Молодая гвардия».

 

ГУБКОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «КОМСОМОЛЬСКОГО РОЖДЕСТВА»

 

Характерным примером является план «новогоднего детского праздника» 1924 года. См. документ 19. Текст приведен ниже.

 

ПЛАН

проведения Антирелигиозной кампании по школам и детдомам гор. Калуги.

 

1.                  Перед Рождественскими каникулами во всех школах и дет[тских] домах занятиям по русскому языку, естествоведению и обществоведению придается антирелигиозный уклон.

2.                  Антирелигиозный уклон ведется в направлении освещения основной мысли – «религия и наука».

3.                  Накануне Рождества (старого и нового) в школах устраиваются ученические вечера, причем программе вечеров также придается определенный антирелигиозный уклон.

Специально:

4.                  Постановки антирелигиозных пьес желательны, но, - поскольку трудно таковые найти и организовать хорошую постановку, - не обязательны.

5.                  Концертная часть вечера декламации, выступления, инсценировка носят антирелигиозный характер.

6.                  Перед началом ученического вечера делается доклад на тему «Религия и наука».

7.                  Комсомольские ячейки в школах II-й ступени и детдомах привлекаются к активному участию в кампании.

 

О том, как следовало встречать Новый (1925-й) год сознательным советским детям был составлен План проведения Комсомольского рождества в пионерских отрядах. См. документ 20. Текст приведен ниже.

 

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО РОЖДЕСТВА В ПОНЕРСКИХ ОТРЯДАХ

 

Вся кампания проводится под общим лозунгом «Мы, пионеры, праздники религиозные заменим революционными».

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КЛУБАХ

1.                  Во всех клубах ведется подготовка к открытию «уголков безбожников».

2.                  Клубы украшаются соответствующим образом, в духе антирелигиозной обстановки. Вся работа кружков и секций ведется в направлении подготовки к проведению.

3.                  В городе пионеры захватывают подготовкой к празднику клубы беспризорного ребенка.

4.                  В отрядах проводятся беседы на тему: «Как мы будем проводить праздник рождества».

5.                  Всеми руководителями прорабатывается беседа совместно с антирелигиозниками.

6.                  Освещается вопрос о том, как пионеры будут праздновать комсомольское рождество в коммуне.

7.                  Деревенские отряды проводят праздник в избе-читальне или в школе. Помогают избе-читальне [в] подготовке к празднику.

 

ПРОВЕДЕНИЕ КАМПАНИИ В ГОРОДЕ

[В] проведение всей кампании вкладывается пропаганда ленинизма (как Ленин смотрел на религию).

1. 25-го декабря по новому стилю в пионер-клубах проводятся научно-антирелигиозные вечера; содержание вечера, примерно, следующее:

1. Беседа о сотворении мира в шесть дней.

2. Инсценировка на рождественскую тему.

3. Революционная декламация.

4. Пение антирелигиозных песен.

5. Игры.

2. [С] 26-го по 29-е декабря [по] новому стилю – отправляются в деревню, где пионерами проводятся беседы с крестьянскими детьми, и дальше пионеры помогают в подготовке к празднованию комсомольского рождества.

3. 1-го января – вечера встречи нового года.

Пионер-отрядами организуются выставки своих работ, проводятся доклады о работе за год, подытоживаются достижения и намечается будущая работа 1925 года в перспективе.

Ставится соответствующая пьеса или инсценировка. Вечера проводятся в пионер-клубах, привлекаются беспризорные дети.

Желательно в 12 час[ов] ночи зажечь вокруг клуба ракеты.

4.      26-го декабря по старому стилю организуются совместно с неорганизованными детьми школ детдомов «красная ёлка».

В городе намечается для этой цели здание Народного дома.

Содержание проведения «красной ёлки»: Беседа «Как праздновали [Рождество] дети буржуазии и как ее празднуют пролетарские дети»; украшенная ёлка; хоровод вокруг ёлки.

 

В ДЕРЕВНЕ

28-го декабря по новому стилю организуются вечера с антирелигиозным содержанием в школе или избе-читальне. 1-го января проводится вечер встречи [Нового года] аналогичный городскому. 25-го декабря по старому стилю в отряде проводится красная ёлка.

Все остальное время, остающееся свободным от намеченных выше моментов проведения комсомольского рождества в городе и деревне, отводится на общественно-полезные работы пионеров.

ГУББЮРО Ю[ных] П[ионеров]

 

ВСЕМ УКОМАМ И РАЙКОМАМ РЛКСМ,

УБЮРО И РАЙБЮРО Ю[НЫХ] П[ИОНЕРОВ]

 

Препровождается Губернский план проведения комсомольского рождества пионерами. Губком РЛКСМ сообщает, что характер празднования в этом году комсомольского рождества должен несколько измениться, в связи с развертыванием детского движения в деревне. Использовать прошлый опыт проведения кампаний. Губплан дает вам основные вехи.

По проведению кампании, шлите весь материал. Это очень важно для собирания опыта.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ГУБКОМА РЛКСМ

 

ПРЕДГУББЮРО ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

 

 

Рост буржуазной идеологии, увеличивающий религиозную

 активность буржуазных слоев населения, пытающихся

распространить свое влияние на трудовые массы…,

выдвигает неотложную задачу усиления

нашей деятельности на антирелигиозном фронте.

 

Из Протокола 2-го Губернского Съезда Союза безбожников,

состоявшегося в г. Калуге в помещении Губкома ВКП(б)

20 марта 1927 года.

ГАДНИКО. Ф. П-1. Оп. 10. Д. 175. Л. 35.

 

С осени 1925 года проведением антирелигиозных кампаний, в том числе, в период Рождества, руководил «Союз безбожников», объединявший «ячейки безбожников» по всей стране. Созданный как общественная организация, «Союз» уверенно вписался в государственную систему.

16 ноября 1925 г. в Калужскую губернию был направлен циркуляр Исполбюро Центрального Совета Безбожников, в котором сообщалось, что «в этом году в рождественские дни нашими комсомольскими ячейками «комсомольского рождества», как кампании…, проводиться не будет. А будет проводиться работа по использованию этих дней для антирелигиозной пропаганды, носящей научный характер». Таким образом, дни конца декабря – начала января отводились исключительно лекционной работе. См. документы 21 и 22. 

Единицы хранения

Документы