Накануне войны в Калуге насчитывалось 49 предприятий союзного и республиканского подчинения, областной, местной, кустарно-промысловой промышленности и коммунального хозяйства. В этой отрасли трудилось более 19 тыс. жителей города.
Предприятия Калуги вырабатывали локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав для железных дорог, автодорог, специализировались на выпуске телефонно-телеграфной продукции. Среди них выделялись Калужский машиностроительный завод НКПС, КЭМЗ, завод им. Тельмана. Значительной по своей мощности считалась в СССР спичечная фабрика им. Ворошилова.
В виртуальную экспозицию вошли документы из фондов ГАДНИКО, посвященные восстановлению промышленных предприятий и коммунального хозяйства Калуги в 1942–1944 гг.
Представлены материалы о состоянии предприятий металлообрабатывающей промышленности и железнодорожного транспорта союзного подчинения, таких, как Калужский машиностроительный завод, завод им. Тельмана, КЭМЗ после немецкой оккупации. Помещены документы о разрушениях, вызванных немецко-фашистской оккупацией, и постепенном налаживании работы предприятий отрасли республиканского подчинения и областной промышленности: спичечной фабрики «Гигант», ликероводочного завода, хлебокомбината, скульптурной фабрики.
В актах, докладах и докладных записках, отложившихся, главным образом, в промышленном отделе Калужского городского комитета ВКП(б), показаны не только масштабы разрушений, вызванные войной и оккупацией. Наряду с этим источники свидетельствуют о трудовом подвиге людей, приступивших сразу же после освобождения города к восстановлению выпуска продукции и для народного хозяйства, и для фронта. «Фронтовые вахты», «трудовой фронт», перевыполнение плановых заданий, «стахановская военная декада» приближали в повседневной напряженной работе предприятий победу над захватчиками. Ситуацию осложняло то, что шла война, продолжались бомбежки. Так, в отчетах о состоянии Калужского ликероводочного завода сообщается, что «в первых числах февраля [1942 г.] фашистской бомбежкой был полностью выведен из строя второй этаж морсового цеха, частично посудный цех, и разрушена часть заводской ж.д. ветки (на завод было сброшено 6 штук бомб весом по 200 кг)».
Предприятиям не хватало инженерно-технических кадров. Трудившиеся на фабриках и заводах люди были вынуждены обслуживать подсобные хозяйства для пропитания, работать на индивидуальных огородах. Велась шефская работа над госпиталями.
О рационализаторских инициативах говорят факты перехода на Калужском машиностроительном заводе в сентябре 1942 г., при отсутствии жидкого топлива, на «местное твердое», налаживание производства понтонной лодки и других «спецзаданий» для фронта, за что заводчане получат вскоре благодарность от первого Маршала инженерных войск М.П. Воробьева.
Это стало возможным благодаря возвращению из эвакуации и ходу выполнения восстановительных работ по Калужскому машиностроительному заводу НКПС, оснащенному еще в довоенный период передовой импортной техникой. В источниках приводятся: гидравлический пресс Каргул, дисковые пилы Вагнера и Вебера, пневматический молот Беме, горизонтально- ковочная машина Аякс, котел Бабкок-Вилькокс, выпускавшиеся в Англии, Америке, Франции, Шотландии и Германии. Фигурируют и отечественные достижения периода индустриализации: револьверно-токарные станки Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе, основанного в начале 1930-х годов, пламенные печи системы Георгадзе.
Возвращается к жизни не столь успешно проведший эвакуацию завод им. Тельмана. Много станков было найдено у железнодорожных путей, выкопано из-под снега на территории завода, все это быстро восстанавливалось, приводились в порядок помещения, и через два месяца – в январе и феврале 1942 г. – завод был организационно оформлен и получил программу НКПС по изготовлению напольного оборудования для железнодорожного транспорта.
В документах значатся Тульский облисполком и Тульский обком ВКП(б), Калужский горисполком и Калужский горком партии, так как при создании в 1937 г. ряда новых областей, в том числе Тульской, Калужский район был передан из Московской области в Тульскую область. Калужский горком партии был создан в 1938 г. согласно решению ЦК ВКП(б) от 8 февраля 1938 г., до 5 июля 1944 г. входил в состав Тульской областной партийной организации.

Единицы хранения

Документы