Государственный архив Калужской области подготовил
виртуальную выставку документов в рамках Года культурного наследия народов
России. Выставка посвящена жизни и деятельности известного калужского краеведа
и этнографа Марии Евгеньевны Шереметевой (1886–1963).
Деятельность Марии Евгеньевны посвящена поискам, тщательному
изучению и популяризации предметов народного быта Калужской губернии, а также
изучению, описанию обрядов, промыслов жителей Калужской губернии.
М.Е. Шереметева родилась 26 октября 1886 г. В детстве вместе
с семьёй летом проживала в имении Скоробогачей недалеко от Юхнова. Мария
Евгеньевна закончила Бестужевские курсы, стажировалась в Оксфорде, в 1911–1913 гг.
работала учительницей под Петербургом и в Москве. В 1919 г. стала служащей в Областном
союзе потребительских обществ, в 1920 г. работала в Калужском губернском
статистическом бюро, а с 1921 г. стала сотрудником Калужского краеведческого
музея.
В 1920-е годы в Калуге активно работали краеведческие
научные общества: Калужское общество истории и древностей (КОИД; 1918–1929),
образованное на основе существовавшей с 1891 г. губернской учёной архивной
комиссии; Калужское губернское общество краеведения (1925–1929); Общество
изучения местного края (1929–1930) Общества публиковали множество интересных
работ в собственных периодических изданиях, выходили и отдельные труды
исследователей-членов обществ. Исследовательские кадры формировались также в
отделении Московского археологического института, существовавшего в Калуге с
1911 по 1922 гг.
Шереметева вступила в общество истории и древностей, в 1925–1926
гг. являлась председателем его правления; активно работала в этнографической
секции общества.
В 1922 г. Шереметева принимала участие в обследовании
памятников культового зодчества в Калуге. Летом 1923 г. она участвовала в
раскопках КОИД Огубского городища в Малоярославецком уезде, где выполнила зарисовки
городища и сделанных археологами находок. В 1924 г. Шереметева исследовала дом
первой половины XIX в. в бывшем имении Кропоткина на р. Серёне. Её рисунок
позволил судить о внешнем виде этого памятника. Летом 1926 г. этнографическая
секция КОИД исследовала быт Гамаюнщины – группы деревень на правом берегу Оки,
около Калуги. Предпринятая Шереметевой попытка комплексного изучения
материальной и духовной культуры населения позволила ей поставить вопрос о
жителях как отдельной этнической группе русского народа. Исследование
Гамаюнщины продолжилось в 1926 г. сбором материала по свадебному обряду. На
средства музея были приобретены крестьянская одежда, вышивка, образцы
ткачества.
Шереметева совершила также поездки в Монастырщину
Перемышльского уезда и Низину Козельского уезда. Этнографический отдел музея
пополнили 130 предметов. В 1927 г. Шереметева записала обряд «Заклинание весны»
и продолжила изучение Монастырщины. Доклад Марии Евгеньевны на совещании
этнологов Центрально-Промышленной области был отмечен, как и работа по сбору
коллекций музея. В 1928 г. Шереметева написала работу о медвежьем культе и
работу об обрядовом хлебе и печенье. С обрядовой выпечки для коллекции музея
сняли слепки. 1929 г. Шереметева посвятила сбору материалов о Масленице. В 1936
г. в журнале «Советская этнография» появилась работа исследовательницы на эту
тему. Шереметева увлечённо и тщательно изучала народные промыслы, сохранившие
архаические способы производства. Музей пополнился набоечными досками, орудиями
углежжения, изделиями самопрялочного промысла, набивными холстами. По каждому
из исследовавшихся промыслов были опубликованы работы. В начале 1930-х годов
Шереметева изучала обрядовые комплексы, собирала материалы о них. Поверья
уходили из быта деревни, но удалось приобрести предметы почитания огня и солнца
для коллекции музея. Часть работ Шереметевой так и осталась неопубликованной. В
середине 1930-х исследовательские работы были свёрнуты: музей из
научно-исследовательского учреждения, собиравшего научные коллекции, отвечающие
его программе, систематизирующего их и на их основе ведущего
культурно-просветительную работу, стал политико-просветительским учреждением. В
эти годы Шереметева нашла применение своему творческому потенциалу в
публикациях в периодической печати: с июля 1937 по август 1941 г. напечатано 27
статей об истории и культуре калужского края.
Во время 78 дней оккупации Шереметева и Извеков, заведующий
историческим отделом, стремились сохранить музейные предметы. Однако приказом
от 16 декабря 1942 г. Шереметева была уволена из музея за «непринятие мер по
эвакуации ценностей», а 5 сентября 1944 г. восстановлена. В период «отлучения»
от музея Мария Евгеньевна работала в артели «Игрушка». С 15 мая 1945 г. Шереметева
работала в Доме народного творчества, с 1947 г. – в Калужском областном
художественном музее.
Вклад Марии Евгеньевны Шереметевой в изучение и сохранение
культурного наследия калужского края трудно переоценить. Книги Шереметевой
«Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде», «Все венки да поверх воды»
поражают бережным отношением автора к фактам и даже к фонетическим особенностям
речи жителей калужского края. Очень обстоятельное и просто изложенная история
мест, где проводились исследования, помогает лучше понять особенности
сложившегося быта и нюансов обрядов, костюма. Книги и работы Шереметевой,
появившиеся в сложные, лишённые бытового комфорта годы – это тоже памятник культурного
наследия.