Государственный архив Калужской области подготовил виртуальную выставку документов в рамках Года культурного наследия народов России. Выставка посвящена жизни и деятельности известного калужского краеведа и этнографа Марии Евгеньевны Шереметевой (1886–1963).

Деятельность Марии Евгеньевны посвящена поискам, тщательному изучению и популяризации предметов народного быта Калужской губернии, а также изучению, описанию обрядов, промыслов жителей Калужской губернии.

М.Е. Шереметева родилась 26 октября 1886 г. В детстве вместе с семьёй летом проживала в имении Скоробогачей недалеко от Юхнова. Мария Евгеньевна закончила Бестужевские курсы, стажировалась в Оксфорде, в 1911–1913 гг. работала учительницей под Петербургом и в Москве. В 1919 г. стала служащей в Областном союзе потребительских обществ, в 1920 г. работала в Калужском губернском статистическом бюро, а с 1921 г. стала сотрудником Калужского краеведческого музея.

В 1920-е годы в Калуге активно работали краеведческие научные общества: Калужское общество истории и древностей (КОИД; 1918–1929), образованное на основе существовавшей с 1891 г. губернской учёной архивной комиссии; Калужское губернское общество краеведения (1925–1929); Общество изучения местного края (1929–1930) Общества публиковали множество интересных работ в собственных периодических изданиях, выходили и отдельные труды исследователей-членов обществ. Исследовательские кадры формировались также в отделении Московского археологического института, существовавшего в Калуге с 1911 по 1922 гг.

Шереметева вступила в общество истории и древностей, в 1925–1926 гг. являлась председателем его правления; активно работала в этнографической секции общества.

В 1922 г. Шереметева принимала участие в обследовании памятников культового зодчества в Калуге. Летом 1923 г. она участвовала в раскопках КОИД Огубского городища в Малоярославецком уезде, где выполнила зарисовки городища и сделанных археологами находок. В 1924 г. Шереметева исследовала дом первой половины XIX в. в бывшем имении Кропоткина на р. Серёне. Её рисунок позволил судить о внешнем виде этого памятника. Летом 1926 г. этнографическая секция КОИД исследовала быт Гамаюнщины – группы деревень на правом берегу Оки, около Калуги. Предпринятая Шереметевой попытка комплексного изучения материальной и духовной культуры населения позволила ей поставить вопрос о жителях как отдельной этнической группе русского народа. Исследование Гамаюнщины продолжилось в 1926 г. сбором материала по свадебному обряду. На средства музея были приобретены крестьянская одежда, вышивка, образцы ткачества.

Шереметева совершила также поездки в Монастырщину Перемышльского уезда и Низину Козельского уезда. Этнографический отдел музея пополнили 130 предметов. В 1927 г. Шереметева записала обряд «Заклинание весны» и продолжила изучение Монастырщины. Доклад Марии Евгеньевны на совещании этнологов Центрально-Промышленной области был отмечен, как и работа по сбору коллекций музея. В 1928 г. Шереметева написала работу о медвежьем культе и работу об обрядовом хлебе и печенье. С обрядовой выпечки для коллекции музея сняли слепки. 1929 г. Шереметева посвятила сбору материалов о Масленице. В 1936 г. в журнале «Советская этнография» появилась работа исследовательницы на эту тему. Шереметева увлечённо и тщательно изучала народные промыслы, сохранившие архаические способы производства. Музей пополнился набоечными досками, орудиями углежжения, изделиями самопрялочного промысла, набивными холстами. По каждому из исследовавшихся промыслов были опубликованы работы. В начале 1930-х годов Шереметева изучала обрядовые комплексы, собирала материалы о них. Поверья уходили из быта деревни, но удалось приобрести предметы почитания огня и солнца для коллекции музея. Часть работ Шереметевой так и осталась неопубликованной. В середине 1930-х исследовательские работы были свёрнуты: музей из научно-исследовательского учреждения, собиравшего научные коллекции, отвечающие его программе, систематизирующего их и на их основе ведущего культурно-просветительную работу, стал политико-просветительским учреждением. В эти годы Шереметева нашла применение своему творческому потенциалу в публикациях в периодической печати: с июля 1937 по август 1941 г. напечатано 27 статей об истории и культуре калужского края.

Во время 78 дней оккупации Шереметева и Извеков, заведующий историческим отделом, стремились сохранить музейные предметы. Однако приказом от 16 декабря 1942 г. Шереметева была уволена из музея за «непринятие мер по эвакуации ценностей», а 5 сентября 1944 г. восстановлена. В период «отлучения» от музея Мария Евгеньевна работала в артели «Игрушка». С 15 мая 1945 г. Шереметева работала в Доме народного творчества, с 1947 г. – в Калужском областном художественном музее.

Вклад Марии Евгеньевны Шереметевой в изучение и сохранение культурного наследия калужского края трудно переоценить. Книги Шереметевой «Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде», «Все венки да поверх воды» поражают бережным отношением автора к фактам и даже к фонетическим особенностям речи жителей калужского края. Очень обстоятельное и просто изложенная история мест, где проводились исследования, помогает лучше понять особенности сложившегося быта и нюансов обрядов, костюма. Книги и работы Шереметевой, появившиеся в сложные, лишённые бытового комфорта годы – это тоже памятник культурного наследия.

Единицы хранения

Документы