20 февраля (по ст. ст.) 1822 г. родился архимандрит Леонид, в миру Лев Александрович Кавелин. Долгое время местом рождения Кавелина считалось сельцо Грива Козельского уезда Калужской губернии. Дата и место рождения установлены Чайкиным Е.В. по метрике, приложенной к формулярному списку Кавелина Александра Александровича, отца будущего архимандрита, и обнаруженной исследователем в Российском государственном историческом архиве. Согласно метрической выписке, Лев Александрович родился в селе Спас-Волженском Вяземского уезда Смоленской губернии. Детство о. Леонида прошло в Калужской губернии. Имение Кавелиных находилось в Козельском уезде, калужская земля была для Льва Александровича близкой: ещё в детстве он часто посещал Оптину пустынь, а матушка его Мария Михайловна стала духовной дочерью оптинского старца Макария.

Архимандрит Леонид (Лев Александрович Кавелин) за свою жизнь опубликовал несколько сотен научных трудов: палеографические описания, переводы, описания монастырей, жития святых и биографии исторических личностей, работы по древнерусской литературе, географии и этнографии южных славян. Он был почётным членом Московской духовной академии, Археологического института в Санкт-Петербурге, церковного исторического музея в Ростове, членом-корреспондентом императорской Академии наук, Археологической комиссии Сербского учёного общества в Белграде, действительным членом археологических обществ в Петербурге и Москве, Общества любителей духовного просвещения, Православного палестинского общества. Отцом Леонидом написано около сорока краеведческих исследований по истории калужского края. Лев Александрович Кавелин, будучи выпускником 1-го Московского кадетского корпуса, дослужился до чина капитана, но предпочел блестящей карьере участь послушника Оптиной пустыни. В память умершего старца этой пустыни он взял имя при пострижении. Отец Леонид горячо защищал интересы единоверцев в Палестине, занимался благоустройством Новоиерусалимского монастыря и Троице-Сергиевской Лавры.

Архимандрит Леонид вел переписку с известными учёными, писателями, общественными деятелями своего времени. С уважительным почтением относился к отцу Леониду Лев Толстой, обсуждавший с Кавелиным достоинства древнерусской литературы.

Не имея «солидного научного образования», Кавелин занимался «неустанным самообучением», исследовал прошлое и «остатки старины» всех мест, куда приводила его судьба.

К изучению истории родных мест Л.А. Кавелин подошёл вдумчиво и уважительно. Приступая к составлению исторического описания Козельской Оптиной пустыни, отец Леонид натолкнулся на необходимость изучения местной истории. В результате появилось несколько работ: «Каталог старопечатных книг, состоящих в церквях и библиотеках Козельской Введенской Оптиной пустыни», «Обозрение рукописи и старопечатных книг в книгохранилищах городских и сельских церквей Калужской епархии», «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» и др. Почти все монастыри Калужской губернии получили свои исторические очерки благодаря трудам Кавелина, имеющим научно-исследовательский характер. Изучая историю монастырей, отец Леонид занимался и историей городов. Им введено в научный оборот множество неизвестных ранее документов. Первая работа отца Леонида, посвященная калужскому краю, появилась в 1847 г., последняя – в 1877 г. В течение 30 лет Кавелин занимался историей родного края, что дает основание назвать его историком калужской земли.

Изучением жизни и деятельности Кавелина, а также историей семьи Кавелиных занимались исследователи-краеведы М.А. Добычина, В.А. Иванов, Н.В. Марченко, К.А. Столярова, В.И. Чайкина.

Доклады о жизни и деятельности Л.А. Кавелина представлены в сборниках краеведческих конференций «Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья» 1997 г., научной конференции, посвящённой 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря, 1997 г., «Мансуровские чтения», 2008 г.

Единицы хранения

Документы