20 февраля (по ст. ст.) 1822 г. родился архимандрит Леонид,
в миру Лев Александрович Кавелин. Долгое время местом рождения Кавелина
считалось сельцо Грива Козельского уезда Калужской губернии. Дата и место
рождения установлены Чайкиным Е.В. по метрике, приложенной к формулярному
списку Кавелина Александра Александровича, отца будущего архимандрита, и
обнаруженной исследователем в Российском государственном историческом архиве. Согласно
метрической выписке, Лев Александрович родился в селе Спас-Волженском
Вяземского уезда Смоленской губернии. Детство о. Леонида прошло в Калужской
губернии. Имение Кавелиных находилось в Козельском уезде, калужская земля была
для Льва Александровича близкой: ещё в детстве он часто посещал Оптину пустынь,
а матушка его Мария Михайловна стала духовной дочерью оптинского старца
Макария.
Архимандрит Леонид (Лев Александрович Кавелин) за свою жизнь
опубликовал несколько сотен научных трудов: палеографические описания,
переводы, описания монастырей, жития святых и биографии исторических личностей,
работы по древнерусской литературе, географии и этнографии южных славян. Он был
почётным членом Московской духовной академии, Археологического института в
Санкт-Петербурге, церковного исторического музея в Ростове,
членом-корреспондентом императорской Академии наук, Археологической комиссии
Сербского учёного общества в Белграде, действительным членом археологических
обществ в Петербурге и Москве, Общества любителей духовного просвещения, Православного
палестинского общества. Отцом Леонидом написано около сорока краеведческих
исследований по истории калужского края. Лев Александрович Кавелин, будучи
выпускником 1-го Московского кадетского корпуса, дослужился до чина капитана,
но предпочел блестящей карьере участь послушника Оптиной пустыни. В память
умершего старца этой пустыни он взял имя при пострижении. Отец Леонид горячо
защищал интересы единоверцев в Палестине, занимался благоустройством
Новоиерусалимского монастыря и Троице-Сергиевской Лавры.
Архимандрит Леонид вел переписку с известными учёными,
писателями, общественными деятелями своего времени. С уважительным почтением
относился к отцу Леониду Лев Толстой, обсуждавший с Кавелиным достоинства
древнерусской литературы.
Не имея «солидного научного образования», Кавелин занимался
«неустанным самообучением», исследовал прошлое и «остатки старины» всех мест,
куда приводила его судьба.
К изучению истории родных мест Л.А. Кавелин подошёл вдумчиво
и уважительно. Приступая к составлению исторического описания Козельской
Оптиной пустыни, отец Леонид натолкнулся на необходимость изучения местной
истории. В результате появилось несколько работ: «Каталог старопечатных книг,
состоящих в церквях и библиотеках Козельской Введенской Оптиной пустыни»,
«Обозрение рукописи и старопечатных книг в книгохранилищах городских и сельских
церквей Калужской епархии», «Древние акты монастырских архивов и церквей
Калужской епархии» и др. Почти все монастыри Калужской губернии получили свои
исторические очерки благодаря трудам Кавелина, имеющим научно-исследовательский
характер. Изучая историю монастырей, отец Леонид занимался и историей городов.
Им введено в научный оборот множество неизвестных ранее документов. Первая
работа отца Леонида, посвященная калужскому краю, появилась в 1847 г., последняя
– в 1877 г. В течение 30 лет Кавелин занимался историей родного края, что дает
основание назвать его историком калужской земли.
Изучением жизни и деятельности Кавелина, а также историей
семьи Кавелиных занимались исследователи-краеведы М.А. Добычина, В.А. Иванов, Н.В.
Марченко, К.А. Столярова, В.И. Чайкина.
Доклады о жизни и деятельности Л.А. Кавелина представлены в
сборниках краеведческих конференций «Вопросы археологии, истории, культуры и
природы Верхнего Поочья» 1997 г., научной конференции, посвящённой 600-летию
преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы
Пафнутьев-Боровского монастыря, 1997 г., «Мансуровские чтения», 2008 г.