Здесь Вашему вниманию предложены
несколько писем пионервожатых и члена Губернского бюро Юных пионеров Б.
Никольского, иллюстрирующие возникавшие проблемы и вопросы, а также энтузиазм
пионерских вожаков.
1.
Глебов В. – Паншину Н.
Тов.
Паншин!
Получил
от тебя ответ, но должен заявить, что в заявлении, по-твоему, выходит, [что]
мотивы не основательные. Но на что лучше, если сравнить работу Лихвинской
организации, где ничего нельзя сделать по развитию детского движения. А главное
это дело в том, что я еще в работе практики хорошей не имею. – Если я имею в
теоретическом отношении немного знаний, то еще говорить о том. что из меня
хороший работник выйдет нельзя. Больше было бы пользы, если бы я работал на
комсомольской работе, но только не по детдвижению.
Тов.
Паншин, ты пишешь о том, чтобы я описывал состояние пионер-работы уезда, но
писать-то, особенно, нечего. - Дело обстоит ни к чёрту. – Средства передвижения
по уезду для того, чтобы лучше руководить работой, отсутствуют. Вол[остных]
совещаний до сих пор создать не пришлось, но с 1-го декабря начнет работать это
в одной только волости: это при городе Лихвине в Лихвинской вол[ости], состоять
будет из 9 человек. Семинара для пионер-работников в самом городе и для
производ[ственных] отрядов создать не пришлось, но, вероятно, в ближайшее
время, совместно со школой IIст[упени], будет
организован.
Рост
в уезде как отрядов, также и пионеров, продолжается, но беда в том, что
руководителей нет, можно сказать, ни одного. Необходимо нужны руководители для
города [Лихвина], где пионеров уже стало насчитываться около 130 человек, и все
состоят в одном отряде: разбить не представляется возможным – нет
руководителей, и еще не знаешь, как будет обстоять дело с оплатой. Нужны
вожатые также для производственных отрядов.
Вожатые,
окончив[шие] Губ[ернские] курсы, Голубков и Борисова работают по старым формам.
Когда на губсовещании я задавал вопрос о работе этапов, мне ответили, что от
этапной работы нужно отказаться, но они отстаивают своё, что без этапов
работать нельзя.
В
высланных из Губбюро ЮП программах и планах для вол[остных] совещаний и
семинаров о литературе ничего не сказано: по какой литературе заниматься
неизвестно. Уездные курсы создать нельзя: средств нет. В Укоме РКП(б) и УИКе, а
также в других организациях отказали, мотивируя тем, что везде дефицит, а
пионер-работа это не важное дело – можно обойтись и без курсов. В программе для
уездных курсов о литературе тоже ни звука.
Сейчас
в уезде насчитывается всех отрядов 11 и пионеров – 463 человека, уже давших
торжественное обещание. Еще не утвержденных Укомом и Убюро ЮП групп - 5, с
количеством детей - 134 человека,
октябрят – 98 человек. Вожатых имеется всего только 7 человек.
Явление
никуда не годное: слаба работа в Ханинском и Песоченском отрядах, где
руководители окончили Губкурсы. Дела в детдоме никуда не годятся: вожатого нет,
[а] детдом переводят в другое место, и так дело поставлено ни к чёрту.
Клубный
пионерский день не вводился еще, но вводится в гор[одской] школе II-й ступени. Напишу, как будет проводиться, после.
Ну,
а пока писать особенно нечего. Теперь к тебе небольшая просьба: закажи 14
библиотечек для деревенского вожатого. Средства будут высланы. как только
поступят от яч[еек]. Что же, до сих пор, не можете выслать фотографическую
карточку?
Писать
больше нечего.
С
комсомольским приветом В. Глебов
26/XI-25 г.
[P.S.]
Тов.
Паншин, насчет денег дело обстоит очень скверно у меня лично. Это в том. что я
за три месяца задолжал 98 рублей, и если этой суммы не получу, не знаю, чем
буду расплачиваться.
Пиши,
что нужно с этим предпринять, и какая ставка будет этой должности, чтобы я мог
расплатиться хотя [бы] за два месяца, кроме этих двух, но только не 25 рублей.
– Если 25 р. в месяц, то я убегу. В. Глебов.См. Документ 55.
2.
Глебов В. – Паншину Н., Чмиль
Тов.
Паншин и Чмиль,
Прошу
из вас кого-нибудь одного или обоих дать разъяснение по следующим вопросам.
У
нас в Лихвинепионер-отряд, а, в частности, я сам, вошли в заблуждение в том,
что именно во всей работе отряда играет главенствующую роль: Совет отряда или
отрядный сбор?
Мы
имеем два совсем противоположных пункта в организационном Положении: в одном
[месте] говорится о том, что «Совет отряда является руководящим органом в
отряде: производит прием и исключение пионеров, обсуждает все поступки
пионеров, дает задания звеньям». В другом месте говорится о том, что «Совет
отряда является повседневным руководящим органом в отряде: собирает отрядные
сборы, производит прием и исключение пионеров, дает задания по звеньям». И тут
же говорится о том, что отрядный сбор утверждает все решения Совета и
подытоживает работу отряда».
Кто
же теперь является главным в отряде: Совет ли или отрядный сбор? – Если
разобраться, то выходит то, что Совет отряда должен собираться под отрядный
сбор и все решения отряда утверждаются отрядным сбором и уже распределяется
работа по звеньям, а не так, чтобы Совет отряда дал задания по звеньям,
[что-то] звеньями проведено, и на отрядном сборе это подытоживать. Прием и
исключение - это, я думаю, что необходимо выносить на решение отрядного сбора.
Совет
отряда и отрядный сбор в Лихвине раскололись и провели постановление о том, что
отрядный сбор является не решающим, а все постановления Совета зачитываются для
сведения.
Дайте,
пожалуйста, разъяснение по этим вопросам, как следует.
С
пионерским приветом, В. Глебов
29/XI-25 г. См.
Документ 56.
3.
Никольский Б. – Паншину Н.
Здорово,
Коля!
Накопилось
много вопросов, которые надо разрешить. Приступаю прямо к делу. У нас сейчас
неважная история в детских домах с пионеротрядами. Из обследования я выявил
целый ряд ненормальностей. В основном, они сводятся к вопросу об увязке работы
пионерского отряда с работой детского дома.
Например:
Боровский детский дом по своему составу на 100% пионерский (там есть пионеры и
октябрята), и там творятся такие вещи, как параллелизм в самоорганизации ребят.
Существует детком. У воспитателей нет мысли устранить такое явление, т.е.
постепенно свести на нет ненужную роль деткома. Наоборот, они всеми силами
стремятся укрепить работу деткома, потому что это одна из частей их работы в
д[етском] д[оме], за которую они отчитываются перед У.О.Н.О. (вот такое
понимание работы). И такая канитель в целом ряде других вопросов.
Стенгазеты
выпускаются и как воспитанниками д.д., так и пионерами. Вожатый стремится
внести новые песни и игры, руководители д.д. преподносят ребятам старую
дребедень. План работы вожатого не согласован с Советом д.д. и т.д.
Не
буду приводить другие факты. Достаточно сказать, что основная беда – это
отсутствие нужных работников. Руководители в д.д. ничего не стоят. Почти не
разбираются в пионерской работе (вожатому давались советы разговаривать с
пионерами на «Вы», - он наотрез отказался). Да и вожатый - парень достаточно
подготовленный для работы в детском доме.
Мы
этот вопрос разбирали в УОНО. – УОНО согласно даже на организацию пионердомов,
но с условием, если пионерские отряды будут в достаточной степени к этому
готовы. И это верно. Но наши отряды в
д.д. работают слабо. Этому мешало: плохой состав вожатых в д.д. и также
воспитателей, которые не понимают пионерской работы и не помогают пионерскому
отряду. Вопрос ставится так: нужно подобрать лучших вожатых. Нужно частично
заменить воспитательский персонал д.д. комсомольцами. А у нас ни тех, ни других
- нет.
Так
вот, если возможно, пришлите нам работников-комсомольцев. Нужны, главным
образом, ребята, которые смогли [бы] работать воспитателями в детдоме. Работа
не особенно сложная. Если не имеют практики, - не важно, - научатся. В колонию
Шацкого нужен педагог-комсомолец. Есть вакансия педагога 4-й группы. Условия –
хорошие, оплата по ставкам Наркомпроса. В колонии Шацкого дела тоже неважные.
Там есть пионеротряд, но нет вожатого. Ходатайство колонии об оплате 2-х
пионервожатых Наркомпросом было не удовлетворено. – Единственный исход пока, -
если пришлете комсомольца-педагога, - использовать его и на пионер-работе. В
дальнейшем мы ставим вопрос в Укоме партии об изыскании там (в колонии), из
местных средств, ставки на оплату вожатого (Шацкий и его жена вступают в
партию, и на них можно будет поднажать). В колонии есть большие возможности
развернуть пионер-работу.
Нужны
ли вам копии актов обследования пионерских отрядов? – Очень громоздкая вещь их
перепечатывать.
Коля,
есть ли в Губбюро какой[-нибудь] материал о клубном пионерском дне? – В
Малоярославце я вижу какое-то извращение клубного дня. В большинстве случаев
«это та же учеба, но под новой маркой». Кстати, ответь: возможна ли в школе
другая клубная работа вечером, если в один день нельзя выполнить намеченного?
Потом другой вопрос: рекомендуется ли проведение специальных занятий по
физкультуре в отряде или они должны быть элементами общей программы сбора?
Громадная
масса вопросов, вставших сейчас, выдвигает вопрос об организации комиссий. Пока
намечаются следующие: школьная, по работе с октябрятами и по оздоровлению.
Напиши, правильно ли мы поступаем?
В
Малоярославец собирается приехать Трейтер, поработать месяца 2 в деревенских
отрядах. Эту поездку он думает, видимо, использовать в литературных целях. Я
лично ему написал согласие. Он, наверное, будет этот вопрос согласовывать с
Губбюро.
Ну,
пока. Б. Никольский
г.
Малоярославец
1926
– 14 марта.См. Документ 57.
4.
Авдеев А.– Паншину Н.
Здорово,
тов. Паншин!
Тов.
Паншин, я с Болмасовым посылал тебе письмо, в котором просил тебя выслать
программу, которая сейчас прорабатывается на курсах пионер-работников. Она
нужна мне для личной проработки, чтобы я мог ее проработать и новое в
пионер-работе проводить в жизнь в Юхновской действительности.
Наверное,
вы там сейчас [ждете] отчет об уездной организации Ю[ных] П[ионеров], но я
[его] предоставить не могу, т[ак] к[ак] мне [информацию] с мест не
предоставляют.
Работая
в уезде, я должен сказать, что материальной базы для отрядов не существует,
кроме отдельных отрядов, которым помогает кооперация, а другой помощи, со
стороны других организаций [нет].
В
конце же концов, тов. Паншин, нужно что-нибудь предпринимать в отношении
задолженности пионер-работникам. – [Поскольку] мы не получаем жалования с
ноября месяца, то и отсутствует материальная сторона, от которой и есть
частичный тормоз в работе. Уездные комитеты партии и комсомола никаких мер к
этому не принимают и средств на местах не изыскивают.
Тов.
Паншин, в каком я сейчас положении нахожусь я, описывать не буду, но в слишком
плохом положении, т.к. я – крестьянин-бедняк. Тов. Пальцев вам все расскажет
лично.
Жду
программы. И всего ответа, чтобы самому мне не пришлось приехать в Губком.
С
комсомольским приветом, А. Авдеев
30/III-26 года.См.
Документ 58.
5.
Письмо вожатых, отправленных на курсы в
Москву, - Паншину Н.
19.II.26 г.
Здравствуй
Коля. Будь здоров!
Прежде всего, опишу, как доехали до Москвы и как у нас проходит экскурсионная работа. Доехали до Брянского вокзала хорошо. Всю дорогу спали. Затем сели на трамвай, доехали до ВЦКа, взяли пропуска и отправились в Ц[ентральное] Б[юро] Ю[ных] П[ионеров], но там никого не застали; после пошли зарегистрировались в Наркомпросе. А что дальше было, как ты думаешь? Мы. идя в общежитие экскурс[ионной] базы,