Здесь Вашему вниманию предложены несколько писем пионервожатых и члена Губернского бюро Юных пионеров Б. Никольского, иллюстрирующие возникавшие проблемы и вопросы, а также энтузиазм пионерских вожаков.

 

1.

Глебов В. – Паншину Н.

 

Тов. Паншин!

Получил от тебя ответ, но должен заявить, что в заявлении, по-твоему, выходит, [что] мотивы не основательные. Но на что лучше, если сравнить работу Лихвинской организации, где ничего нельзя сделать по развитию детского движения. А главное это дело в том, что я еще в работе практики хорошей не имею. – Если я имею в теоретическом отношении немного знаний, то еще говорить о том. что из меня хороший работник выйдет нельзя. Больше было бы пользы, если бы я работал на комсомольской работе, но только не по детдвижению.

Тов. Паншин, ты пишешь о том, чтобы я описывал состояние пионер-работы уезда, но писать-то, особенно, нечего. - Дело обстоит ни к чёрту. – Средства передвижения по уезду для того, чтобы лучше руководить работой, отсутствуют. Вол[остных] совещаний до сих пор создать не пришлось, но с 1-го декабря начнет работать это в одной только волости: это при городе Лихвине в Лихвинской вол[ости], состоять будет из 9 человек. Семинара для пионер-работников в самом городе и для производ[ственных] отрядов создать не пришлось, но, вероятно, в ближайшее время, совместно со школой IIст[упени], будет организован.

Рост в уезде как отрядов, также и пионеров, продолжается, но беда в том, что руководителей нет, можно сказать, ни одного. Необходимо нужны руководители для города [Лихвина], где пионеров уже стало насчитываться около 130 человек, и все состоят в одном отряде: разбить не представляется возможным – нет руководителей, и еще не знаешь, как будет обстоять дело с оплатой. Нужны вожатые также для производственных отрядов.

Вожатые, окончив[шие] Губ[ернские] курсы, Голубков и Борисова работают по старым формам. Когда на губсовещании я задавал вопрос о работе этапов, мне ответили, что от этапной работы нужно отказаться, но они отстаивают своё, что без этапов работать нельзя.

В высланных из Губбюро ЮП программах и планах для вол[остных] совещаний и семинаров о литературе ничего не сказано: по какой литературе заниматься неизвестно. Уездные курсы создать нельзя: средств нет. В Укоме РКП(б) и УИКе, а также в других организациях отказали, мотивируя тем, что везде дефицит, а пионер-работа это не важное дело – можно обойтись и без курсов. В программе для уездных курсов о литературе тоже ни звука.

Сейчас в уезде насчитывается всех отрядов 11 и пионеров – 463 человека, уже давших торжественное обещание. Еще не утвержденных Укомом и Убюро ЮП групп - 5, с количеством детей  - 134 человека, октябрят – 98 человек. Вожатых имеется всего только 7 человек.

Явление никуда не годное: слаба работа в Ханинском и Песоченском отрядах, где руководители окончили Губкурсы. Дела в детдоме никуда не годятся: вожатого нет, [а] детдом переводят в другое место, и так дело поставлено ни к чёрту.

Клубный пионерский день не вводился еще, но вводится в гор[одской] школе II-й ступени. Напишу, как будет проводиться, после.

Ну, а пока писать особенно нечего. Теперь к тебе небольшая просьба: закажи 14 библиотечек для деревенского вожатого. Средства будут высланы. как только поступят от яч[еек]. Что же, до сих пор, не можете выслать фотографическую карточку?

Писать больше нечего.

 

С комсомольским приветом В. Глебов

26/XI-25 г.

 

[P.S.]

Тов. Паншин, насчет денег дело обстоит очень скверно у меня лично. Это в том. что я за три месяца задолжал 98 рублей, и если этой суммы не получу, не знаю, чем буду расплачиваться.

Пиши, что нужно с этим предпринять, и какая ставка будет этой должности, чтобы я мог расплатиться хотя [бы] за два месяца, кроме этих двух, но только не 25 рублей. – Если 25 р. в месяц, то я убегу. В. Глебов.См. Документ 55.

 

2.

Глебов В. – Паншину Н., Чмиль

 

Тов. Паншин и Чмиль,

 

Прошу из вас кого-нибудь одного или обоих дать разъяснение по следующим вопросам.

У нас в Лихвинепионер-отряд, а, в частности, я сам, вошли в заблуждение в том, что именно во всей работе отряда играет главенствующую роль: Совет отряда или отрядный сбор?

Мы имеем два совсем противоположных пункта в организационном Положении: в одном [месте] говорится о том, что «Совет отряда является руководящим органом в отряде: производит прием и исключение пионеров, обсуждает все поступки пионеров, дает задания звеньям». В другом месте говорится о том, что «Совет отряда является повседневным руководящим органом в отряде: собирает отрядные сборы, производит прием и исключение пионеров, дает задания по звеньям». И тут же говорится о том, что отрядный сбор утверждает все решения Совета и подытоживает работу отряда».

Кто же теперь является главным в отряде: Совет ли или отрядный сбор? – Если разобраться, то выходит то, что Совет отряда должен собираться под отрядный сбор и все решения отряда утверждаются отрядным сбором и уже распределяется работа по звеньям, а не так, чтобы Совет отряда дал задания по звеньям, [что-то] звеньями проведено, и на отрядном сборе это подытоживать. Прием и исключение - это, я думаю, что необходимо выносить на решение отрядного сбора.

Совет отряда и отрядный сбор в Лихвине раскололись и провели постановление о том, что отрядный сбор является не решающим, а все постановления Совета зачитываются для сведения.

Дайте, пожалуйста, разъяснение по этим вопросам, как следует.

 

С пионерским приветом, В. Глебов

29/XI-25 г. См. Документ 56.

 

3.

Никольский Б. – Паншину Н.

 

Здорово, Коля!

Накопилось много вопросов, которые надо разрешить. Приступаю прямо к делу. У нас сейчас неважная история в детских домах с пионеротрядами. Из обследования я выявил целый ряд ненормальностей. В основном, они сводятся к вопросу об увязке работы пионерского отряда с работой детского дома.

Например: Боровский детский дом по своему составу на 100% пионерский (там есть пионеры и октябрята), и там творятся такие вещи, как параллелизм в самоорганизации ребят. Существует детком. У воспитателей нет мысли устранить такое явление, т.е. постепенно свести на нет ненужную роль деткома. Наоборот, они всеми силами стремятся укрепить работу деткома, потому что это одна из частей их работы в д[етском] д[оме], за которую они отчитываются перед У.О.Н.О. (вот такое понимание работы). И такая канитель в целом ряде других вопросов.

Стенгазеты выпускаются и как воспитанниками д.д., так и пионерами. Вожатый стремится внести новые песни и игры, руководители д.д. преподносят ребятам старую дребедень. План работы вожатого не согласован с Советом д.д. и т.д.

Не буду приводить другие факты. Достаточно сказать, что основная беда – это отсутствие нужных работников. Руководители в д.д. ничего не стоят. Почти не разбираются в пионерской работе (вожатому давались советы разговаривать с пионерами на «Вы», - он наотрез отказался). Да и вожатый - парень достаточно подготовленный для работы в детском доме.

Мы этот вопрос разбирали в УОНО. – УОНО согласно даже на организацию пионердомов, но с условием, если пионерские отряды будут в достаточной степени к этому готовы.  И это верно. Но наши отряды в д.д. работают слабо. Этому мешало: плохой состав вожатых в д.д. и также воспитателей, которые не понимают пионерской работы и не помогают пионерскому отряду. Вопрос ставится так: нужно подобрать лучших вожатых. Нужно частично заменить воспитательский персонал д.д. комсомольцами. А у нас ни тех, ни других - нет.

Так вот, если возможно, пришлите нам работников-комсомольцев. Нужны, главным образом, ребята, которые смогли [бы] работать воспитателями в детдоме. Работа не особенно сложная. Если не имеют практики, - не важно, - научатся. В колонию Шацкого нужен педагог-комсомолец. Есть вакансия педагога 4-й группы. Условия – хорошие, оплата по ставкам Наркомпроса. В колонии Шацкого дела тоже неважные. Там есть пионеротряд, но нет вожатого. Ходатайство колонии об оплате 2-х пионервожатых Наркомпросом было не удовлетворено. – Единственный исход пока, - если пришлете комсомольца-педагога, - использовать его и на пионер-работе. В дальнейшем мы ставим вопрос в Укоме партии об изыскании там (в колонии), из местных средств, ставки на оплату вожатого (Шацкий и его жена вступают в партию, и на них можно будет поднажать). В колонии есть большие возможности развернуть пионер-работу.

Нужны ли вам копии актов обследования пионерских отрядов? – Очень громоздкая вещь их перепечатывать.

Коля, есть ли в Губбюро какой[-нибудь] материал о клубном пионерском дне? – В Малоярославце я вижу какое-то извращение клубного дня. В большинстве случаев «это та же учеба, но под новой маркой». Кстати, ответь: возможна ли в школе другая клубная работа вечером, если в один день нельзя выполнить намеченного? Потом другой вопрос: рекомендуется ли проведение специальных занятий по физкультуре в отряде или они должны быть элементами общей программы сбора?

Громадная масса вопросов, вставших сейчас, выдвигает вопрос об организации комиссий. Пока намечаются следующие: школьная, по работе с октябрятами и по оздоровлению. Напиши, правильно ли мы поступаем?

В Малоярославец собирается приехать Трейтер, поработать месяца 2 в деревенских отрядах. Эту поездку он думает, видимо, использовать в литературных целях. Я лично ему написал согласие. Он, наверное, будет этот вопрос согласовывать с Губбюро.

 

Ну, пока.   Б. Никольский

г. Малоярославец

1926 – 14 марта.См. Документ 57.

 

4.

Авдеев А.– Паншину Н.

 

Здорово, тов. Паншин!

Тов. Паншин, я с Болмасовым посылал тебе письмо, в котором просил тебя выслать программу, которая сейчас прорабатывается на курсах пионер-работников. Она нужна мне для личной проработки, чтобы я мог ее проработать и новое в пионер-работе проводить в жизнь в Юхновской действительности.

Наверное, вы там сейчас [ждете] отчет об уездной организации Ю[ных] П[ионеров], но я [его] предоставить не могу, т[ак] к[ак] мне [информацию] с мест не предоставляют.

Работая в уезде, я должен сказать, что материальной базы для отрядов не существует, кроме отдельных отрядов, которым помогает кооперация, а другой помощи, со стороны других организаций [нет].

В конце же концов, тов. Паншин, нужно что-нибудь предпринимать в отношении задолженности пионер-работникам. – [Поскольку] мы не получаем жалования с ноября месяца, то и отсутствует материальная сторона, от которой и есть частичный тормоз в работе. Уездные комитеты партии и комсомола никаких мер к этому не принимают и средств на местах не изыскивают.

Тов. Паншин, в каком я сейчас положении нахожусь я, описывать не буду, но в слишком плохом положении, т.к. я – крестьянин-бедняк. Тов. Пальцев вам все расскажет лично.

Жду программы. И всего ответа, чтобы самому мне не пришлось приехать в Губком.

С комсомольским приветом, А. Авдеев

30/III-26 года.См. Документ 58.

 

5.

Письмо вожатых, отправленных на курсы в Москву, - Паншину Н.

 

19.II.26 г.

Здравствуй Коля. Будь здоров!

 

Прежде всего, опишу, как доехали до Москвы и как у нас проходит экскурсионная работа. Доехали до Брянского вокзала хорошо. Всю дорогу спали. Затем сели на трамвай, доехали до ВЦКа, взяли пропуска и отправились в Ц[ентральное] Б[юро] Ю[ных] П[ионеров], но там никого не застали; после пошли зарегистрировались в Наркомпросе. А что дальше было, как ты думаешь? Мы. идя в общежитие экскурс[ионной] базы, 

Единицы хранения

Документы