Реформа пионерской организации 1929 года

 

1929-й год был важной вехой в истории пионерии и в масштабах страны, и для калужской организации.

С 1923 по 1929 годы в СССР была проведена реформа по укрупнению административно-территориальных единиц, в итоге в 1929 году Калужская губерния была упразднена. В состав Московской области были включены Калуга с северными и северо-восточными уездами. Этот «фрагмент» территории стал называться Калужским округом, а уезды – районами.

Теперь не только местные органы власти и предприятия подчинялись областному аппарату, но и политические организации, включая пионерию, тоже. Более важным решением для Детской коммунистической организации юных пионеров им. В.И. Ленина стал отказ от финансирования из бюджетов местных исполкомов Советов и переход к централизованному финансированию Наркомпросом.

В «Предложении Бюро Московского комитета [ВЛКСМ] по работе пионер-организации в школе» 1929 года говорилось именно о «перемещении» пионерских отрядов от предприятий-шефов в школы. – «Бюро Обкома считает, что слабость и недостаточность массовой работы пионер-организации среди детей… являются совершенно недопустимыми в условиях развернутой классовой борьбы, борьбы за влияние на массы детей». Далее приводились примеры «слабости», главной причиной которой было присутствие пионерии в школе в форме форпостов, а этого явно недостаточно. – И в итоге «система работы пионер-организации, в целом, отстает от тех огромных задач, которые встают перед пионер-организацией… (Участие в осуществлении 5-летнего плана)». Таким образом, согласно документу, отряды теперь откреплялись от предприятий, переводились в школы, дабы «развернуть работу по коммунистическому воспитанию» «на основе вовлечения всех детей в осуществление 5-летнего плана». Реформу пионерии следовало завершить к 1930/31 учебному году.См. Документ 60. Правда, согласно сохранившимся документам, перевод пионерских отрядов в школы происходил уже с первой половины 1929 года.

Перенос активности ДКО ЮП в школы вызвал рост организации, а это потребовало увеличения числа вожатых. – ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ в октябре 1929 г. было принято решение о мобилизации 50 тысяч комсомольцев на эту работу. В Московской области предстояло мобилизовать 4500 человек. По Калужскому округу – 100 комсомольцев (первоначально планировалось мобилизовать 225 человек из 270 ячеек ВЛКСМ, затем квоту снизили). Отбор кандидатов и их отправку на работу следовало закончить к 5 января 1930 года. Характерным отличием данной кампании были требования к кандидатам в вожатые: пролетарское происхождение, членство в ВЛКСМ не менее трех лет, а для пионерских функционеров уровня района и выше непременным было членство в партии.См. Документы 61, 62.

Кстати, примечательно, что на Выписке из протокола № 136 заседания Бюро ЦК ВЛКСМ от 2 ноября 1929 года присутствует автограф (подпись) тогдашнего Первого секретаря ЦК ВЛКСМ А.В. Косарева (1902 – 1939) (см. приведенный выше документ).

Дополнительным средством и для привлечения детей в ряды ДКО ЮП, и для «просвещения» пионеров было распространение газеты «Пионерская правда»: осенью 1929 г. Центральное бюро ДКО ЮП организовало социалистическое соревнование по подписке на газету. Цель соревнования – добиться увеличения тиража до 300 тысяч экземпляров.См. Документ 63.

 

Пионеры и индустриализация

 

«Переделка» административного деления СССР в 1923 – 1929 гг. имела целью усиление роли центральных органов власти, но несла вспомогательный характер. - Главнейшей задачей государства во второй половине 1920-х годов было обретение экономической независимости в условиях капиталистического окружения: построение фундамента социализма.

Первый пятилетний план (1927/28 – 1932/33 гг.) – это, прежде всего, индустриализация (создание тяжелой промышленности) и коллективизация (объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные – совхозы и колхозы; как источник финансирования индустриализации: внешние займы были невозможны apriori).

Участие пионерской организации в индустриализации было самым непосредственным. – Осенью 1929 года в регионы был разослан следующий документ: «Миллионам детей – политехническое воспитание (об участии в производственно-техническом походе пионеров и школьников)». Составителями циркуляра были Высший Совет народного хозяйства, Наркомпрос, ЦК ВЛКСМ и Центральное бюро ДКО ЮП. В преамбуле указывалось, что прежняя работа пионеров по поддержке развития промышленности, - «заключение договоров между детьми и родителями, поступление в ударные бригады, митинги-демонстрации, «налеты» на цеха, борьба с прогулами и пьянством», - недостаточны. Теперь «во всю ширь необходимо поставить вопрос о подготовке из детей будущих кадров социалистической индустрии. Детскому изобретательству нужно обеспечить широкое развитие». Конкретными задачами «длительного производственно- технического похода» были:

1.               «…втянуть всю ДКО и массы детей в социалистическое соревнование на хозяйственном фронте, мобилизация пионеров и школьников на выполнение производственных планов.

2.               Добиваться превращения всех городских школ… в Ф[абрично]-З[аводские] С[танции], органически связанные с предприятиями…

3.               …добиваться уже теперь поголовного охвата трудовым воспитанием детей в производственных районах…

4.               …поход должен мобилизовать внимание ДКО к осеннему набору в ФЗУ».См. Документ 64.

Вскоре Центральным бюро ДКО ЮП было разослано директивное письмо о наборе в ФЗУ 57 тысяч подростков, предписывалось, в том числе, «выделить из среды лучших пионеров 15.000 человек». Далее указывалось, что это задание имеет «большое политическое значение», как «начало громаднейшей работы по участию пионерской организации в подготовке политически сознательных, грамотных, активных строителей социалистического хозяйства». Из рекомендаций письма: посылать, преимущественно, детей рабочих, имеющих стаж пребывания в пионерии не менее трех лет; среди посылаемых должно быть не менее 50% девушек. Отбор кандидатов проводится пионерской дружиной.См. Документ 65.

В следующем письме от 23.12.1929 г. ЦБ ДКО ЮП уточнял, что в первую очередь следует направлять в ФЗУ пионеров 15 – 16 лет, состоящих на бирже труда.См. Документ 66.

Вероятно, доля безработных подростков-пионеров была велика: иначе не объяснить наплыв желающих поступить в ФЗУ, которые буквально осаждали офис Центрального Бюро пионерской организации. – В январе 1930 года ЦБ ДКО ЮП разослало гневные письма о том, что «отдельные пионеры и школы забрасывают Центральное Бюро целыми пачками писем, больше того, приезжают целые группы ребят из деревень… с просьбой послать их в ФЗУ». Далее предписывалось разъяснять подросткам, что непосредственно отправкой в ФЗУ ведают местные бюро пионерии.См. Документ 67.

Помимо поставки рабочей силы для индустриализации, осенью 1929 года пионеры продолжали участвовать в сборе «вторичного экспорта», как в 1920-е годы именовалось утильсырье (металлолом и прочее). Собранный утиль отряды сдавали в местные райкомы ВЛКСМ, которые должны были вторсырьё реализовать, а полученные средства «срочно выслать в Окружной штаб при ОК ВЛКСМ».См. Документ 68.

Еще одной формой непосредственной поддержки индустриализации было участие пионеров в 3-м Государственном займе, в частности, в октябре-ноябре 1929 года.См. Документы 69, 70. Правда, где они находили деньги для этого, документы умалчивают…

 

Коллективизация и пионеры

 

К началу 1930-х годов СССР оставался аграрно-индустриальной страной, соответственно, подавляющее количество руководящих документов относится к сельским пионерам. Тем более, что разворачивалась коллективизация.

Ранней весной 1929 года, - пока существовала Калужская губерния, - работа Губбюро юных пионеров в деревне велась еще прежними методами. В частности, в Постановлении узкого Губсовещания пионер-работников при Губбюро ЮП ГК ВЛКСМ указывалось: «Основной упор работы сделать на использование пришкольных с/х участков, добившись 100% выполнения решений ГИКа, ГубОНО и Г[убернского] З[аготовительного] У[правления] о том, что не должно быть ни одного пустующего школьного участка. Все семена, разосланные Губбюро ЮП по отрядам, должны быть использованы…». Пионерская работа на пришкольных участках получила название «Похода за урожай».См. Документы 71, 72.

С июля 1929 года, - с вхождением Калужского округа в Московскую область, - задачи сельской пионерии в деревне стремительно расширяются.

Уже в июле преобразования коснулись юных натуралистов. - В письме Московского областного Бюро ЮП указывалось, что «существующие юннатские кружки в большинстве округов Московской области страдают целым рядом недостатков, и, в первую очередь, «академичностью» в работе, оторванностью от непосредственных задач поднятия урожайности и коллективизации сельского хозяйства». В повестке Областной конференции «по сельскохозяйственной и натуралистической работе детей» 17 декабря 1929 г. был заявлены доклады «Участие детей в пятилетнем плане строительства народного хозяйства Московской области» и «Развертывание сельскохозяйственной и юннатской работы в деревне в связи с поднятием урожайности и коллективизацией сельского хозяйства».См. Документ 73.

В дополнение, - 12 июля 1929 г., - Центральным Бюро ДКО ЮП было разослано директивное письмо о создании сельскохозяйственных отделов во всех без исключения Детских технических станциях (сейчас они именуются Дворцами творчества юных). Эти отделы должны были «взять на себя организацию обслуживания и руководства сельскохозяйственной работой деревенских отрядов».См. Документ 74.

Чуть забегая вперед, можем сообщить, что в апреле 1930 года Центральное бюро юннатов было слито с Центральной Опытной сельскохозяйственной станцией под эгидой последней: все силы были брошены на практическую помощь селу.См. Документ 75.

По-видимому, Центральное Бюро ДКО ЮП было сильно обеспокоено низким уровнем сознательности и организованности, малочисленностью сельских пионеров. – 14 декабря 1929 г. всем Бюро юных пионеров был разослан циркуляр об отправке отрядов городских пионеров и школьников в колхозы, так как «пионерская организация не может пройти мимо того бурного роста коллективизации, которым характерен первый и начало второго года пятилетки».

Как указывалось в документе, «строящийся новый уклад, быт, общественная жизнь и, в частности, роль и место детей в новом типе хозяйства, – колхозе, – требуют длительного и внимательного изучения, а также практической помощи».

«Выезжающие бригады на местах должны будут проделать следующую работу:

1.                  Всколыхнуть детвору в колхозах вокруг вопросов их активного участия в строительстве новой коллективной жизни.

2.                  Проверить все ли ребята учатся в школе, и как выполняется местными организациями декрет правительства об агрономизации сельской школы.

3.                  Добьются включения в планы нового строительства колхозов детских учреждений.

4.                  Начнут подготовительную работу с детьми колхозников к предстоящей весенне-посевной кампании.

5.                  Поставят вопрос перед правлениями колхозов и другими организациями о том, чтобы дети колхозников не посылались на тяжелую и непосильную для них работу.

6.                  Научат детвору новым играм, песням, разумному досугу, создадут звенья, отряды пионеров, детские комнаты.

7.                  Вместе с пионерами и школьниками начнут работу по выполнению договора с Птицеводсоюзом. Помогут ребятам организовать птицеводные и др. виды товариществ.

8.                  Привезут с собой радиоприемник, вокруг которого организуют группу ребят-радиолюбителей, юных техников…».См. Документ 76. – Решайте сами: по силам ли это было подросткам? – Контролировать шаги местной администрации, вести агитацию среди ВЗРОСЛЫХ. Тем паче, что городские пионеры были не знакомы с условиями деревенской жизни и особенностями менталитета.

В 1930 году события набирали темп: ВКП(б) было принято решение о сплошной коллективизации. На выполнение этой задачи были брошены все силы, в том числе, и пионерские. – На Пленуме Московского областного комитета ВЛКСМ было отмечено, что «комсомольские комитеты и общественные организации [Калужского] округа еще до сего времени недоучли политической важности детского коммунистического движения, что подтверждается слабостью пионер-работы во всем округе». Из примеров были приведены: недостаточное количество вожатых в сельских отрядах, частая смена функционеров районного уровня, невыполнение отрядами решений окружного слета.

Для исправления ситуации Пленумом было предложено: добиться, чтобы к весне 1930 года в каждом колхозе был пионерский отряд; для проведения посевной кампании объединить всю деревенскую детвору в «детские артели и товарищества»; для выполнения задачи увеличения посевных площадей округа на 13%, использовать все пустыри и школьные участки под сельскохозяйственные объединения; ради повышения урожайности, организовать пионерские бригады по очистке и протравливанию зерна; создать бригады для поиска минеральных удобрений (известняков, фосфоритов и пр.); для развития животноводства пионеры должны заняться выращиванием молодняка мелкого и крупного скота, утеплением хлевов. Также пионеры должны продолжать сбор утильсырья, а на вырученные деньги приобрести 11 тракторов для округа, и участвовать в месячнике сбережения, «накопляя деньги для индустриализации и коллективизации сельского хозяйства».См. Документы77, 78.

В Постановлении Московского Бюро ДКО от 29 марта 1930 г. к задачам пионерского движения было добавлено: проработать партийные документы и статьи тов. Сталина о колхозном строительстве; создавать ударные бригады из колхозников, вовлекать их в соцсоревнование, заключать договоры о соревновании с родителями; бороться с халатностью и прогулами колхозников; бороться за повышение колхозниками производительности труда. И, наконец, - изюминка на торте, - «перед пионерской организацией стоит боевая задача завербовать в ударные бригады колхозников – на Московскую область – силами пионеров 20.000 ударников».  – Действительно, складывается впечатление, что к пионерам относились как к взрослым членам общества. – Ан, нет. Иногда о том, что это дети, всё-таки вспоминали. Но обратите внимание на контекст: «С использованием детского труда в колхозах, впервые в весеннюю посевную кампанию, МБ ДКО обращает внимание организаций на взятие инициативы по организации труда, как форму политехнического воспитания, делая его основной для политехнизации школ…».См. Документ 79.

Эти же задачи пионерии в колхозном строительстве были продублированы в циркуляре Наркомпроса (март 1930 года) с примечательной формулировкой: «Каждая школа, каждый пионер-отряд должны считать себя мобилизованными для активного участия в весенней сельскохозяйственной кампании».См. Документ 80.

Фантастической, иначе не назовешь, оказалась нагрузка на пионеров на 1930 год, изложенная по направлениям и пунктам в «Обязательствах, взятых Московской организацией пионеров по социалистическому договору с Областным Колхозсоюзом и МОЗО на летнюю работу в деревне (проект)»!См. Документ 81.

Закончить рассказ о пионерской доле в коллективизации хотелось бы фрагментами «Решения Московского областного совещания пионер-организации работников по докладу тов. Аристова об участии детей в соц. переустройстве сельского хозяйства» от 11 августа 1930 года.

В преамбуле документа об уборочной кампании 1930 г. сказано, что «эта кампания для всей деревенской пионер-организации, наряду с подготовкой к новому учебному году, должна стать главной задачей в повседневной работе, которая будет закреплять растущую политическую активность детей и классовую боеспособность пионеров на конкретном участии в разрешении общегосударственных политических задач».

Таким образом, о чем мы еще скажем ниже, здесь просматривается стремление государства воспитать социалистического homonovus и использовать его для влияния/давления на взрослых несознательных граждан, при этом трудовые обязанности детей подростков представляются непомерными. Сил и времени на полноценную учебу у них не остается.

Любознательный читатель может ознакомиться с полным списком задач, возложенных на пионерию, в тексте вышеупомянутого «Решения», мы же предложим «выжимки» из него. Итак, от пионеров требовалось «наряду с укреплением существующих колхозов, еще большее развертывание агитационно-пропагандистской работы среди взрослого трудового крестьянства за организацию новых колхозов…, решительная борьба против агитаций и действий классовых врагов путем постоянного разоблачения их, укрепляя на этом бдительность и боеспособность каждого пионер-отряда». Для чего пионеры должны:

- проверять готовность с/х машин;

- агитировать за применение минеральных удобрений;

- провести протравливание семян;

- вовлекать крестьян в производственную с/х кооперацию;

- знакомить крестьян с льготами, предоставляемые за расширение посевных площадей;

- следить за организацией и оплатой детского труда в колхозах и индивидуальных крестьянских хозяйствах;

- организовывать новые пионерские отряды в деревнях;

- в уборочную кампанию отправлять в село производственные отряды городских пионеров;

- создавать детские колхозы для агитации взрослого населения.См. Документы82, 83.

В результате такой пионерской активности, - агитации среди взрослых в деревне и даже попыток контроля над односельчанами, - по сути, возникал конфликт поколений, подчас оборачивавшийся трагедией. Ярчайший пример – гибель Павлика Морозова. Не важно, был он прав или нет, но подросток погиб. Кто виноват? – Ну, вы же только что прочли документы.

В Калужском округе в 1935 году также случилась трагедия: был убит пионер Никита Сенин. Обстоятельства, приведшие к его смерти не вполне ясны даже 90 лет спустя. Возможно, причиной гибели стало его письмо в газету о злоупотреблениях в колхозе: кража овса, убийство бригадира (См. Афанасьев К.М. Летопись провинции. ХХ век. Хроника событий в зеркале периодической прессы. Калуга: Издательство «Фридгельм», 2012. С. 177 – 178). Наверное, истинная причина не важна, ведь подросток был убит за свои убеждения. Потом его родное село Косынь переименуют в Сенино, улицу в Козельске назовут его именем, в городском парке Козельска установят памятник, на его могилу будут приезжать пионеры-юнкоры (юные корреспонденты). Словом, пионер-герой. – А мог бы жить и жить…

 

Другие направления участия пионеров

в общественно-политической жизни страны

 

Как мы видели выше, пионеры широко использовались государством в агитационной деятельности на протяжении 1920-х годов. В конце 1928 – начале 1929 гг. в стране проходила отчетно-перевыборная кампания в Советы. В сохранившемся отчете ДКО ЮП Калужской губернии подробно изложена роль пионеров в кампании. Так, на этапе подготовки были проведены детские демонстрации, митинги и конференции. В митинге калужских пионеров и школьников приняли участие 2500 человек, здесь был принят вызов Смоленской пионерии принять участие в соревновании по поводу участия в кампании. Многочисленными были и детские конференции, например, в Малоярославце участие в конференции приняли 500 пионеров и школьников. – «Почти все конференции заслушивали отчеты членов Советов о мероприятиях по улучшению жизни детей и вырабатывали свои наказы новому составу Советов». Среди пионерских наказов: «запретить продажу спиртных напитков и табачных изделий детям до 16-летнего возраста, …об организации горячих завтраков в школе, …организовать в районе ремесленные школы, расширить сеть детских яслей и пр.».

Непосредственно, участие пионеров выразилось в следующем:

- «писание и разнесение повесток избирателям» - не менее 20 тыс. штук (по губернии);

- создание «групп напоминающих», которые ходили по домам и напоминали об обязательной явке на предвыборные собрания;

- подготовка и оформление помещений для собраний (лозунги и плакаты).См. Документ 84.

Непривычным для нас видится контроль пионеров за деятельностью сберегательных касс. – В феврале – марте 1920 года в стране проводился «Месячник сбережения» с задачей собрать 150 миллионов рублей на нужды индустриализации. Центральное бюро ДКО ЮП обязало пионеров участвовать в нем. В пионерских отрядах следовало провести беседы о значении сберегательных касс. Направлениями деятельности были:

- «организовать “налеты” пионеров на Областные, Краевые и Республиканские и местные Комиссии содействия госкредиту и сберделу и проверить, как они помогают сберкассам в проведении работы»;

- «организовать “налеты” на сберкассы и проверить, как они обслуживают посетителей (очередь, грубое отношение и др.)»;

- «проводить карнавалы, шествия, передвижные живые газеты, лыжные пробеги и др. с агитацией за сберегательные кассы»;

- «организовать целевые коллективные накопления через Сберкассы»;

- «обойти родителей, домашних хозяек для разъяснения и агитации за сберкассы, в деревнях организовать подворные обходы».

Также Центральное бюро указывало, что работа продолжаться и по окончании месячника «в плановом порядке».См. Документ 85.

По-прежнему, важным аспектом деятельности пионеров оставалась антирелигиозная пропаганда. Правда, она несколько поутихла, после отказа от проведения «Комсомольского Рождества» и «Комсомольской Пасхи» в середине 1920-х годов, в которых принимали участие и пионеры.

В конце 1929 года, «в связи с обостренной классовой борьбой в городе и, особенно, в деревне, в связи с наступлением церковников и сектантов… на детские пролетарские массы» было принято решение о создании «кружков безбожников», где проводилась бы антирелигиозная работа среди пионеров и школьников. Акцент снова делался на Рождественские праздники: «В дни Рождества пионеры [и] школьники должны дать отпор наступающей религии, как классовому врагу».См. Документ 86.

Выше уже упоминалось, что пионеры по поводу различных государственных кампаний сдавали деньги (вспомним, хотя бы 3-й Государственный заём). По указанию Московского областного бюро ДКО ЮП (декабрь 1929 г.) предписывалось «провести сбор подшефно-флотского пятачка для подшефного дивизиона торпедных катеров с каждого пионера и школьника» Калужского округа.См. Документ 87. Сбор средств был обусловлен решением той же инстанции от 23 мая того же года о взятии шефства Московской областной пионерской организацией над дивизионом торпедных катеров Балтийского флота. Собранные деньги направлялись на удовлетворение «культурных запросов краснофлотцев». Сборы «подшефных пятачков» планировалось проводить ежегодно.См. Документ 88.

 

«Международная» деятельность пионеров

 

Поскольку СССР ждал в скором будущем мировой революции, то интернациональная работа ВЛКСМ и пионерии входила в перечень приоритетных задач. Вот, только взаимодействия с коммунистическими детскими группами других стран никак не получалось. – Как и в середине 1920-х годов писали письма за границу, например, деткомдвижению в США, но ответов, по-прежнему, не получали (См. ГАДНИКО. Ф. П-61. Оп. 3. Д. 17. Л. 22).

С 23 по 27 июля 1930 г. в Берлине проходил 2-й Международный Детский слёт, где подводились итоги «10-тилетней работы мировой пионерской организации и участия пионеров в социалистическом строительстве». Правда, правительство Германии запретило приезд советской делегации, поэтому, - по указанию Окружного бюро ДКО ЮП, - все мероприятия проводились по месту жительства пионеров. А правительству Германии советские пионеры выразили протест.

Примечательно, что проводившиеся с 22 по 27 июля мероприятия были не очень связаны с интернациональной деятельностью: 22.07 – Городская конференция пионеров в парке «Культуры и отдыха»; 23.07 – день смычки пионеров с рабочими, колхозниками, комсомольцами и коммунистами; 24.07 – Всесоюзный трудовой субботник. Наконец, 25.07 – День связи пионеров СССР с зарубежными пионерами, когда пионеры писали письма зарубежным сверстникам, «в которых отражают практическое участие отрядов в соц. строительстве». 27 июля проводятся парады и демонстрации, посвященные закрытию Международного детского слёта.См. Документ 89.

Невзирая на то, что нас не принимали за рубежом и не отвечали на пионерские письма, помощь, по крайней мере, детским организациям Германии, продолжали оказывать. – В ноябре 1929 года в Калугу пришло обращение Московского штаба по Интернациональной работе при Московском бюро ДКО ЮП. Авторы обращения призывали пионерские отряды подписываться на немецкую периодику: детский журнал Юных Спартаковцев «DieTrommel» и журнал рабочих «ArbeiterIllustrierteZeitung», которые испытывают материальные затруднения.См. Документы90, 91.

Также имел место прямой сбор средств в ходе Международной Детской недели 1929 года: рекомендовалось «провести кружечные сборы и подписные листы в пользу подшефных деткоморганизаций» зарубежных стран.См. Документ 92.

 

О пионерском здоровье

 

Как и в середине 1920-х годов здоровье детей и подростков, ослабленных Гражданской войной, оставалось одной из главных забот руководителей пионерии.

Пусть Вас, читатель, не смущает заголовок о ПИОНЕРСКОМ здоровье: в санатории и летние лагеря отправлялись исключительно члены пионерской организации.

В письме Губбюро ДКО ЮП от 11 января 1929 года в Губздравотдел приведена информация, что в 1927/1928 финансовом году на отдых и оздоровление пионеров было отпущено 1500 рублей. Это дало возможность «оздоровить путем предоставления мест на даче санаторного типа 400 человек рабоче-батрацкой детворы-пионеров». В планах Губбюро на 1928/1929 год была «организация более лучшего учреждения: пионерского санатория, который, охватив большее количество детей (400 чел. на всю губернию мы считаем недостаточным), смог бы как следует оздоровлять пионеров». Но на год, о котором идет речь в письме, смета на пионерский отдых была урезана на 500 рублей.См. Документ 93.

Существенное увеличение статьи на пионерское оздоровление и отдых произойдет только в 1929/1930 году: сумма возрастет до 4000 рублей. Из них 3000 рублей – на «организацию и работу санитарного пионер-лагеря в бору», 1000 рублей – «на организацию детской площадки с питанием специально для детактива пионеров». К сведению, общая сумма расходов на пионерию составляла 19505 рублей.См. Документ 94.

Кстати, «Артек», который старшему поколению помнится, как Всесоюзный пионерский лагерь, куда отправлялись пионеры-активисты, - отдых в «Артеке» являлся поощрением, - в начале 1930-х годов являлся санаторием, куда направляли пионеров с хроническими заболеваниями. Так, в 1929 году в «Артек» было направлено двадцать пионеров Калужской губернии.См. Документы 95, 96.

 

Пионерские слёты – «новая форма массовой работы»

 

С 18 по 25 августа 1929 года в Москве проходил 1-й Всесоюзный слёт ДКО ЮП им. В.И. Ленина. Как отмечалось в документе Калужского окружного Бюро весны 1929 года: «слёты являются новой формой массовой работы и формой классового воспитания ребят». Слёты явились не только массовым праздником, но и формой отчета пионерской организации. Задачами слётов были:

«1. Подведение итогов работы ЮП за год…

2. Поднятие политической активности, воспитания классового сознания у пионеров, оживление всей деятельности пионер-организации.

3. Привлечение внимания широкой советской общественности к удовлетворению здоровых запросов детей по воспитанию их в коммунистическом духе.

4. Развитие интернациональной работы (в связи с М[еждународной] Д[етской] Н[еделей]).

5. Втягивание в ряды пионеров новых масс детей трудящихся».

Отчет о проделанной работе должен был включать следующие позиции:

«1. Участие пионеров в кампании перевыборов Советов.

2. Массовую культурную работу пионеров среди неорганизованных детей.

3. Работу в школе (продвижение труда в школу, руководство детсамоорганизацией, участие в клуб-работе и проч.).

4. Постановку живых форм работы в отряде (трудовая, техническая, военно-физкультурная, культурно-массовая и т.д.).

5. Интернациональную работу».

Слёты проводились на окружном, уездном/районном уровне и носили массовый характер: сельские отряды выбирали по два делегата от каждых 10 пионеров, пионеры уездных городов участвовали в полном составе. Приезжих делегатов размещали по домам местных пионеров и комсомольцев и обеспечивали бесплатным питанием. «Основная задача… - это добиться, чтобы он <слёт> был массовым, веселым и ярким праздником для всех детей. В дни слётов приурочить открытие детских площадок, яслей и др. детских учреждений».См. Документ 97.

 

* * *

В заключение, несколько слов о Калужском дворце пионеров. В апреле 1936 года Бюро Калужского райкома ВКП(б) было принято решение об организации Дворца пионеров (в некоторых документах того времени он именовался «Дом пионера и школьника»). – С ростом числа пионеров прежнее здание Дома пионеров не отвечало требованиям ни по объему, ни по бытовым условиям (оно находилось между существующими домами №№ 94 и 96 по ул. Ленина).

Дворец было решено разместить в здании бывшего Дворянского собрания (ныне – ул. К. Маркса, 1), но его еще нужно было отремонтировать и приспособить. Целевого финансирования не предусматривалось и пришлось собирать средства с калужских предприятий.

Во Дворце предполагалось разместить очень большое число кружков (они назывались «отделами»), объединенных в следующие «станции»: детская техническая станция, сельскохозяйственная станция, станция художественного воспитания детей, физкультурная, Осоавиахим. В здании также разместились кабинет естествознания, кабинет для работы среди родителей по воспитанию ребенка и детская библиотека с «читальней».См. Документ 98.

Единицы хранения

Документы