СССР, понесший в годы войны самые большие потери, в том числе среди мирного населения, подошел к Нюрнбергскому трибуналу, уже имея опыт правовой квалификации и привлечения к ответственности нацистских преступников и их пособников. Именно в СССР были впервые сформулированы правовые основания привлечения к ответственности за преступления против мирного населения. Предтечей решений Нюрнбергского трибунала в  советском уголовном праве по праву называют Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа граждан и для их пособников».

Важнейшим доказательством на Нюрнбергском процессе стали документы, собранные созданной 2 ноября 1942 года Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчтиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК).

СССР не только был инициатором Международного военного трибунала, но и провел огромную работу по его организации, в том числе по выработке обвинительного акта и формулированию приговора.

21 ноября 1945 г., согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), была создана Комиссия по руководству работой советских представителей в Международном трибунале в Нюрнберге во главе с А.Я. Вышинским.

Главным обвинителем от СССР был назначен Роман Андреевич Руденко. 8 февраля 1946 г. Он произнес вступительную речь, которая завершила первые выступления главных обвинителей на Нюрнбергском процессе.

Главным советским судьей на Нюрнбергском трибунале был Иона Тимофеевич Никитченко – советский юрист, генерал-майор юстиции, судья Верховного суда СССР. Под председательством И.Т. Никитченко 18 октября 1945 г. В Берлине открылось первое (распорядительное) заседание Международного трибунала. После провозглашения приговора Никитченко выразил свое особое мнение, не согласившись с оправдание Ф. фон Папена, Г. Фриче и Я. Шахта, чрезвычайно мягкими, по мнению советской стороны, наказанием для Р. Гесса, а также отказом Трибунала от признания преступными организациями правительственного кабинета, генерального штаба и высшего командования германских вооруженных сил.

Важнейшую роль в организации процесса играла следственная часть делегации СССР во главе с ее начальником, государственным советником юстиции 3-го класса Г.Н. Александровым.

Единицы хранения

Документы