115 лет назад в Российской Империи Высочайшим Манифестом Об учреждении Государственной Думы, обнародованном 6 (19) августа 1905 г., была учреждена Государственная Дума. Создаваемая первоначально как законосовещательный орган, дума не могла оказывать сколь-либо существенного влияния на положение дел в государстве. Терзаемая внутренними (начавшиеся беспорядки, переросшие в первую Русскую революцию 1905–1907 гг.) и внешними (Русско-японская война 1904–1905 гг.) распрями, империя нуждалась в проведении реформ, необходимо было как можно скорее стабилизировать обстановку. Одной из таковых мер стал манифест от 17 (30) октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка в Российской Империи, даровавший политические права и свободы населению. Способствующей причиной принятия таковых мер послужила и Всероссийская октябрьская политическая стачка, свидетельствующая о нарастающем недовольстве внутри страны.

С принятием октябрьского манифеста Государственная Дума из законосовещательного органа становится законодательным. Манифест учредил парламент, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу. Несмотря на то, что в распоряжении монарха было право роспуска думы и приостановления ее деятельности наложением вето, сам факт создания такого органа свидетельствовал о начинавшихся изменениях во внутриполитическом укладе страны.

Вслед за манифестом от 17 октября 1905 г. 3 (16) ноября 1905 г. последовал Манифест об отмене всех выкупных платежей на землю, возвестивший об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину, а 1 января 1907 г. об их полной отмене. Все вышеназванные меры призваны были стабилизировать внутриполитическую обстановку и остановить разгоравшиеся народные волнения. Для реализации упомянутых целей на места были спущены соответствующие директивы, поручающие местным властям провести работу с населением, растолковать суть принятых манифестов и оградить население от революционных призывов и пропаганды.

Одним из насущных вопросов оставался аграрный. В распоряжении властей имелись сведения, свидетельствующие о намерении крестьян, частью ведомых революционной пропагандой, частью уповающих на безнаказанность, весной 1906 г. приступить к захвату земель. В предупреждение этого местным властям было поручено принять необходимые меры на местах, дабы пресечь всевозможные волнения и беспорядки. Помимо применения насильственных методов сдерживания, предлагалось проводить работу с населением, создавать для этих целей специальные губернский и уездные комитеты, основные задачи которых сводились к следующему: 1) ознакомить население с сущностью манифестов 17 октября и 3 ноября, 2) разъяснить крестьянам предпринятые правительством меры по улучшению крестьянского землевладения, 3) дальнейшее разъяснение населению всех последующих законов и распоряжений, касающихся вопросов земельного устройства крестьян. Варианты действий подобных комитетов предлагалось определять самостоятельно в зависимости от местных условий: беседы, собрания, публичные чтения, издание брошюр и воззваний и другие. Таким образом планировалось снизить социальное напряжение, пресечь волнения, не прибегая к насильственным методам.

Местные власти на упомянутые директивы отреагировали. Для реализации установленных задач применялись разнообразные методы работы с населением. В уездах создавались комитеты, однако функции последних могли выполнять и монархические партии, проводя свою агитационную деятельность, при этом разъясняя суть выше поставленных вопросов. В частности, Малоярославецкий уездный предводитель дворянства, выделяя 4 таковых партии: партия за Царя и порядок, Торгово-промышленная, Союз 17 октября, конституционно-демократическая (партия «народной свободы»), – предлагал проводить соответствующие собрания, где на обсуждение были бы поставлены программы 4 вышеозначенных партий и было бы дано разъяснение современному положению России в делах внутреннего правления.

По мере возникновения комитетов и начала их деятельности из различных частей Калужской губернии в центр начали поступать обращения «простых жителей», составленные, разумеется, с помощью и под присмотром местных властей. В обращениях высказывались «верноподданнические чувства по поводу высочайших манифестов 17 октября и 3 ноября» как благодарность населения за принятие упомянутых реформ.

Реальное положение дел было несколько иным. Значительная часть населения попросту не понимала смысла принятых реформ ввиду отсутствия специальных знаний (при значительной малограмотности или вовсе неграмотности населения). Потому в различных частях губернии и были созданы комитеты, одной из задач которых и было толкование смысла принятых реформ. На деле же не все представители местного населения поддерживали реформы. Среди обращений в полицию можно выделить доносы о нелестных высказываниях некоторых лиц по отношению к манифесту 17 октября. В частности, в Перемышльском уезде до сведения полиции дошли сведения, что местный благочинный священник села Муромцева, находясь в доме священника села Дойца, при обсуждении различных вопросов, среди которых речь зашла о тяжелом положении Родины, нелестно высказался о манифесте: «Царь своим манифестом 17-го Октября дал свободу только подлецам и мошенникам, доказательством чего служит теперешняя Москва». О данном факте перемышльским уездным исправником было доложено начальнику Калужского губернского жандармского управления, а также направлен рапорт калужскому губернатору. Начальник калужского губернского жандармского управления, однако не усмотрел в вопросе оснований для возбуждения дела о политической благонадежности, о чем сообщил губернатору, приложив переписку о нелестно высказавшемся священнике. Все это свидетельствует о факте недоверительного отношения к начатым реформам среди простого населения, понимающего, что явных улучшений положения за реформами, по-видимому, не последует.

Манифест 17 октября 1905 г. имел особую значимость для политического развития Российской Империи. В этот период перед страной открывался альтернативный путь развития, через постепенное наделение парламента все большей силой и последующего возможного ограничения власти монарха. По ряду причин, в Российской Империи не удалось сменить вектор политического развития, что в совокупности с другими причинами, привело в конечном счете к событиям 1917 г.

Единицы хранения

Документы